Терехова Т.В. "Методы менеджмента качества", №5, 2002

Терехова Татьяна ВалентиновнаНовое - хорошо забытое старое

Т.В. Терехова


В новой версии стандартов ИСО серии 9000 “камнем преткновения” для многих предприятий является процессный подход.

“Что делать? Как быть?” – с реализацией принципа процессного подхода.

Рассмотрим один из подходов и решение этого вопроса.

Начнем с определения процессов, т.е. нужно выделить, идентифицировать процессы, действующие в системе менеджмента качества организации. При такой формулировке создается ощущение возможности самостоятельного формирования перечня процессов. Так ли это? Если прочитать внимательно комментарии к пункту 4.1, то ИСО 9001:2000 рекомендует представить систему менеджмента качества четырьмя группами процессов:

1. Управленческой деятельности руководства;
2. Обеспечения ресурсами;
3. Жизненного цикла продукции;
4. Измерения, анализа и улучшения (рис.1).


Рис.1


Можно считать, что первый шаг сделан: укрупненно процессы определены и эти четыре блока приемлемы для любых организаций. Следующий шаг – определение процессов, входящих в группы. Такая информация размещена в разделах 5, 6, 7, и 8 стандарта и приведена в таблице.

Следующий шаг – определение последовательности и взаимодействия процессов. Несомненно, что все процессы организации взаимодействуют друг с другом, вытягивая информацию от одного процесса и наполняя другой, и чем совершеннее система, тем четче и прозрачнее эти связи. Первой фазой описания может служить схема, приведенная на рис. 2. Проанализировав, ее можно отметить, что все группы процессов, рекомендованные ИСО 9001, здесь присутствуют, процессы взаимосвязаны (имеются прямые и обратные связи). В центре - основные процессы, сверху и снизу - поддерживающие процессы. Основные процессы расписаны более детально, отражена здесь и преемственность по отношению к версии 1994 года: в изображении процессов жизненного цикла просматривается ностальгия по “петле качества”.


 

Рис.2


Дальнейшая детализация процессов зависит от специфики компании.

"Методы менеджмента качества", №5, 2002