Управление качеством в вертикально интегрированных структурах. Система показателей СГК
Методы менеджмента качества / 10’2018 /



Ключевые слова
• система гарантии качества,
• вертикально интегрированная структура,
• система показателей.


Статья продолжает цикл публикаций, посвященных управлению качеством в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах на основе системы гарантии качества (СГК). В предыдущих статьях [1-4] был рассмотрен механизм управления качеством в ВИС, основанный на оценке рейтинга функционирования системы менеджмента качества (СМК) организаций . Использование данного рейтинга позволяет управляющей компании ВИС устанавливать требования к организациям, оценивать выполнение этих требований, сравнивать организации между собой и формировать управленческие решения для повышения качества бренда ВИС и эффективности деятельности. В настоящей статье рассмотрим принятую в СГК систему показателей, включающую рейтинг функционирования, а также подход к ее построению.
СМК организации создает ей возможность достигать поставленные цели в области качества и обеспечивать устойчивость к изменяющемуся внутреннему и внешнему контексту. Поэтому выполнение требований к этой системе, содержащихся в стандарте ГОСТ Р ИСО 9001 [5] и отраслевых стандартах, высшим руководством организации зачастую расценивается как итог работ в области качества. Однако наличие сертификата соответствия СМК требованиям стандартов необходимо, но недостаточно, чтобы:
• гарантировать потребителям качество продукции и выполнение сроков поставок;
• дать уверенность заинтересованным сторонам, в первую очередь в лице управляющей компании ВИС, что затраты на эти гарантии минимальны и основные виды потерь известны, понятны и управляемы.
Для получения такой гарантии информация о сертификации СМК должна быть дополнена информацией о результативности и эффективности деятельности в области качества, выраженной в виде совокупности показателей.
Подход к построению системы показателей СГК
Система показателей СГК основана на следующих принципах:
• Система показателей – основа информационного взаимодействия в области качества как управляющей компании и организаций, так и взаимодействия высшего руководства организации, владельцев процессов СМК и исполнителей.
• Многоуровневость системы показателей. Количество показателей минимально на уровне управляющей компании ВИС и возрастает при движении к процессам создания ценности на уровне организаций. В результате свертки показателей на уровне СМК формируются показатели на уровне управляющей компании. Показатели на каждом уровне должны соответствовать зоне ответственности и полномочий лиц, осуществляющих мониторинг и принятие управленческих решений.
• Объективность и полнота системы показателей. Показатели должны отражать реальное состояние дел в области качества, улучшение СМК, повышение эффективности, а также позволять давать гарантии заинтересованным сторонам. Результаты оценки и анализа значений показателей должны предоставлять возможность проводить мониторинг и принимать управленческие решения.
• Точность показателей. Показатели должны быть рассчитаны и оценены по единым методикам, обеспечивающим их воспроизводимость. Данные, на основе которых рассчитываются показатели, должны быть достоверны.
При этом базисом для создания, введения в действие и поддержания системы показателей СГК как на уровне управляющей компании ВИС, так и на уровне организаций, является информационное обеспечение, методическое обеспечение и правовое обеспечение

...

Читать полную версию