Публикации

f99ad623e1cfbb86b83b4641bf25aa1e

Можно ли построить статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, рассказывает об исторической смене управленческих парадигм, движении в сторону статистического мышления, а также изменении роли человека в статистическом менеджменте.

Сдача с первого предъявления

Одну из первых прорывных идей в статистическом управлении предложил профессор  Борис Дубовиков , который вместо  уровней несоответствия  ввел показатель «процент сдачи с первого предъявления». Тем самым Дубовиков выстроил отношения между менеджментом, его представителями в ОТК и работниками: показатель теперь не брак, а то, с какого раза сдается продукция в ОТК.

Человек, считающий, что допустимый предел дефектов или ошибок в его работе может составлять примерно 5%, едва ли признает, что такое же количество ошибок допустимо в частной жизни. С уверенностью можно сказать: не может случиться так, что в течение пяти дней из ста он будет приходить не на свое рабочее место или, если идет домой, входить не в ту дверь. Наверняка, он не сядет в 5% случаев не в свой автобус и не наденет одновременно черный и коричневый ботинки. Несомненно также, что он будет предъявлять более высокие требования и к покупаемому товару и не захочет, чтобы его ошибки при этом составляли 5%.

Борис Дубовиков

Но эта мера была неполной, хотя показатель до сих пор является одним из основных в менеджменте качества и бережливом производстве. Подход несильно изменил отношения между менеджментом и работниками. Это удалось сделать несколько позже  Филиппу (Филу) Кросби . Именно он предложил концепцию «ноль дефектов»: каждый дефект нежелателен, но он не предмет для выяснения отношений и наказания работника, а повод для немедленного включения управленческих действий. 

ece02924759a8c12b1590a9e33553c05

Что такое статистическое мышление? Как снизить риски совершения ошибок естественным путем? И возможно ли статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, отвечает на вопросы, опираясь на примеры из личной практики

 

О статистическом мышлении и интуиции 

Мы ошибаемся. Это заложено природой. Однако, когда риски явные, человек отлично справляется с ними. Понимание рисков – встроенная в нас функция, так называемое статистическое мышление.

Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис.

Мама и ребенок

Ребенок в процессе игры приблизился к проезжей части. Мама интуитивно понимает, что риск ДТП высок, и уводит малыша от дороги.

Как мать определила, что на этом расстоянии от проезжей части вероятность наступления неблагоприятного события носит критический характер? Она не вычисляла вариабельность движений ребенка, не производила сложных статистических расчетов. Мама интуитивно поняла, что ребенок в опасности.

Хозяйка и посуда

Теми же интуитивными позывами руководствуется любая хозяйка, когда не ставит посуду на край стола. Вероятность того, что любимую фарфоровую супницу неосторожным движением смахнут дети или муж, чрезвычайно высока. Продолжение

de7b6913ccd9e355bdecfd5eba1f7a8e

Что такое статистическое мышление? Как снизить риски совершения ошибок естественным путем? И можно ли построить статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, рассказывает об исторической смене управленческих парадигм, движении в сторону статистического мышления, а также изменении роли человека в статистическом менеджменте.

Об оппортунистической модели статистического управления (если это можно назвать статистическим управлением) на АвтоВАЗе было рассказано в статье «Статистическое управление по-человечески: от статистического мышления к статистическому управлению».  

В чем же была ошибочность реализованной на предприятии модели?

Все понимают, что рабочие не в состоянии нести соответствующую материальную ответственность за брак, остались бы без зарплаты. Речь может идти о символических вычетах, но и в этом случае работник вправе спросить: «Если я работаю строго по инструкции, каков шанс, что дефекты будут?». Закономерный вопрос, потому что дефекты — будут, а значит, рабочие должны иметь некий люфт.

И вот здесь возникло статистическое мышление, отражающее риски появления дефектов, брака, следствием которого стало появление понятий: «оптимальный уровень дефектности (или «оптимальный уровень брака»), «приемочный уровень брака», «браковочные уровни дефектности» и т.п. Эти статистические величины вычисляют на основе множества производственных данных. Именно они потом пересчитываются в нормы качества партий продукции, процессов. И такая норма статистически и экономически считалась обоснованной. Ошибочно. Разберемся, почему. Продолжение

Терехова Татьяна ВалентиновнаНовое - хорошо забытое старое

Т.В. Терехова


В новой версии стандартов ИСО серии 9000 “камнем преткновения” для многих предприятий является процессный подход.

“Что делать? Как быть?” – с реализацией принципа процессного подхода.

Рассмотрим один из подходов и решение этого вопроса.

 
 
 
 

Трудно быть первым

Т.В. Терехова 
директор по качеству группы компаний «Приоритет», 
член Международной Гильдии профессионалов качества
С.С. Котов 
главный специалист группы компаний «Приоритет»
А.Ф. Юрков 
главный инженер ОАО «Ижевский радиозавод», 
член-корреспондент Академии проблем качества
А.О. Кожевников 
начальник отдела менеджмента качества ОАО «Ижевский радиозавод», 
эксперт премии Правительства РФ в области качества
 
Первый для России опыт Ижевского радиозавода сертификации системы менеджмента по IRIS оказался трудным. Аналогичные трудности (по крайней мере!) ожидают все предприятия, имеющие намерения улучшить свои системы менеджмента с применением модели IRIS. Пути и способы преодоления трудностей этим предприятиям надо будет искать свои, опыт ОАО «ИРЗ» здесь не пригодится. Воспроизвести ижевский опыт можно (и нужно!) в части четкого понимания ожидаемого результата, терпеливого и последовательного его достижения.