Публикации
Портал ProКачество 05.03.2020

В.А. Лапидус

09794e848a4de87732dd472559ae41f75

Сегодня организационные отношения живут в двух парадигмах. С одной стороны — устремляющиеся ввысь перспективы самоорганизации, с другой — яма, выкопанная силовой мотивацией. Продолжаем размышлять об особенностях существующих систем мотивации вместе с гуру в области менеджмента Вадимом Лапидусом.

О роли чувств в мотивации

Самомотивация опирается на инстинкты, потребности, интересы и чувства. При этом чувства формируют мотивы к процессу труда, а инстинкты, потребности, интерес — мотивы к результатам. Это очень важно понять.

Мотивация к целям и результатам и мотивация к процессам труда и работе опираются на разные психологические элементы

Чичиков, герой «Мертвых душ» Николая Гоголя, любит чтение как процесс. И он не уникален. Почти у каждого из нас есть занятие, которое греет душу. Это могут быть процессы физического и умственного труда.

Вот пример. Тренажерные залы забиты людьми, которые изнуряют себя физическими упражнениями. Да, они хотят быть стройнее, моложавее, здоровее. Но эти мотивы не смогут заставить по 2-3 часа несколько раз в неделю доводить себя до изнеможения. Сам процесс выполнения упражнений, сама работа приносят удовольствие, как и последующая усталость.

Еще большее удовольствие приносит умственная работа. Радость творческого труда известна многим. Любовь к работе как процессу — может быть, не менее интересная сторона мотивации, чем те, что мы обсуждали в предыдущей статье. Любовь — это чувство, которое крепнет или слабеет в зависимости от эмоций. Они, в свою очередь, связаны с результатами и, что очень важно, с оценками результатов коллегами и друзьями.

Продолжение

Портал ProКачество 26.02.2020

мотивация

Сегодня организационные отношения живут в двух парадигмах. С одной стороны — устремляющиеся в высь перспективы самоорганизации, с другой — яма, выкопанная силовой мотивацией.
Об особенностях существующих систем мотивации размышляет гуру в области менеджмента Вадим Лапидус.

В области мотивации автор этого текста — практикующий научный работник: «Я наблюдаю, читаю, выдвигаю гипотезы, проверяю, экспериментирую». Более чем за 40 лет лидерства и руководства Вадим Лапидус накопил существенный багаж знаний в сфере мотивации, которыми он делится в этой статье.

В меньшей степени в материале речь пойдет о таинстве мотивации. Также автор не погружается в нейрофизиологию мотивации, считая, что управленческих наблюдений и экспериментов более чем достаточно для значимых выводов.

Здесь мы поговорим о вещах более грубых, наблюдаемых — о техниках мотивации в деловой жизни, подчиненной достижению тех или иных целей. И хотя многие выводы и подходы, выработанные для бизнеса, могут пригодиться в личной и семейной жизни, применять их Вадим Лапидус рекомендует с осторожностью.

Продолжение

f99ad623e1cfbb86b83b4641bf25aa1e

Можно ли построить статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, рассказывает об исторической смене управленческих парадигм, движении в сторону статистического мышления, а также изменении роли человека в статистическом менеджменте.

Сдача с первого предъявления

Одну из первых прорывных идей в статистическом управлении предложил профессор  Борис Дубовиков , который вместо  уровней несоответствия  ввел показатель «процент сдачи с первого предъявления». Тем самым Дубовиков выстроил отношения между менеджментом, его представителями в ОТК и работниками: показатель теперь не брак, а то, с какого раза сдается продукция в ОТК.

Человек, считающий, что допустимый предел дефектов или ошибок в его работе может составлять примерно 5%, едва ли признает, что такое же количество ошибок допустимо в частной жизни. С уверенностью можно сказать: не может случиться так, что в течение пяти дней из ста он будет приходить не на свое рабочее место или, если идет домой, входить не в ту дверь. Наверняка, он не сядет в 5% случаев не в свой автобус и не наденет одновременно черный и коричневый ботинки. Несомненно также, что он будет предъявлять более высокие требования и к покупаемому товару и не захочет, чтобы его ошибки при этом составляли 5%.

Борис Дубовиков

Но эта мера была неполной, хотя показатель до сих пор является одним из основных в менеджменте качества и бережливом производстве. Подход несильно изменил отношения между менеджментом и работниками. Это удалось сделать несколько позже  Филиппу (Филу) Кросби . Именно он предложил концепцию «ноль дефектов»: каждый дефект нежелателен, но он не предмет для выяснения отношений и наказания работника, а повод для немедленного включения управленческих действий. 

de7b6913ccd9e355bdecfd5eba1f7a8e

Что такое статистическое мышление? Как снизить риски совершения ошибок естественным путем? И можно ли построить статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, рассказывает об исторической смене управленческих парадигм, движении в сторону статистического мышления, а также изменении роли человека в статистическом менеджменте.

Об оппортунистической модели статистического управления (если это можно назвать статистическим управлением) на АвтоВАЗе было рассказано в статье «Статистическое управление по-человечески: от статистического мышления к статистическому управлению».  

В чем же была ошибочность реализованной на предприятии модели?

Все понимают, что рабочие не в состоянии нести соответствующую материальную ответственность за брак, остались бы без зарплаты. Речь может идти о символических вычетах, но и в этом случае работник вправе спросить: «Если я работаю строго по инструкции, каков шанс, что дефекты будут?». Закономерный вопрос, потому что дефекты — будут, а значит, рабочие должны иметь некий люфт.

И вот здесь возникло статистическое мышление, отражающее риски появления дефектов, брака, следствием которого стало появление понятий: «оптимальный уровень дефектности (или «оптимальный уровень брака»), «приемочный уровень брака», «браковочные уровни дефектности» и т.п. Эти статистические величины вычисляют на основе множества производственных данных. Именно они потом пересчитываются в нормы качества партий продукции, процессов. И такая норма статистически и экономически считалась обоснованной. Ошибочно. Разберемся, почему. Продолжение

ece02924759a8c12b1590a9e33553c05

Что такое статистическое мышление? Как снизить риски совершения ошибок естественным путем? И возможно ли статистическое управление по-человечески? Вадим Лапидус, гуру в области менеджмента, отвечает на вопросы, опираясь на примеры из личной практики

 

О статистическом мышлении и интуиции 

Мы ошибаемся. Это заложено природой. Однако, когда риски явные, человек отлично справляется с ними. Понимание рисков – встроенная в нас функция, так называемое статистическое мышление.

Вот несколько примеров, подтверждающих данный тезис.

Мама и ребенок

Ребенок в процессе игры приблизился к проезжей части. Мама интуитивно понимает, что риск ДТП высок, и уводит малыша от дороги.

Как мать определила, что на этом расстоянии от проезжей части вероятность наступления неблагоприятного события носит критический характер? Она не вычисляла вариабельность движений ребенка, не производила сложных статистических расчетов. Мама интуитивно поняла, что ребенок в опасности.

Хозяйка и посуда

Теми же интуитивными позывами руководствуется любая хозяйка, когда не ставит посуду на край стола. Вероятность того, что любимую фарфоровую супницу неосторожным движением смахнут дети или муж, чрезвычайно высока. Продолжение