Публикации
Стандарты и качество /06 2019

Интеграция систем менеджмента: строим эффективное будущее

Статья.Интеграция систем

В конце апреля в Нижнем Новгороде состоялась научно-практическая межотраслевая конференция «Интеграция систем менеджмента качества и бережливого производства.Стандартизация. Цифровизация. Эффективность», организованная ГК «Приоритет» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Цель конференции — выработать подходы, при которых все популярные системы менеджмента станут работать на интегрирован-ные результаты, и работать эффективно.

Мероприятие прошло при поддержке Правительства РФ, Минпромторга России, Правительства Нижегородской области, Министерства промышленности, торговлии предпринимательства Нижегородскойобласти. С приветственным словом к участникам обратился министр промышленности, торговлии предпринимательства Нижегородской области М.В. Черкасов. Глава министерства рассказал, что область начала работать над повышением производительности труда чуть раньше, чем появился национальный проект... Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

PRO Качество 17.05.19

Гуманизм в менеджменте

Статья Гуманизм 2

Тема человеческих отношений в бизнесе выходит на первое место во всем мире. Однако в России до сих пор нет ясной доктрины взаимоотношений работодателя, менеджера и наемного работника. Среди причин – особенности экономической модели, а также ментальность российских управленцев, основанная на презумпции недоверия к сотрудникам

Об актуальности вопроса

Тема гуманизма в российском менеджменте сейчас актуальна и обсуждаема. Отчасти потому, что у нас до сих пор нет понятной модели взаимоотношений работодателей и наемных работников. В советское время она была. Про права работников, в первую очередь, конечно, рабочих, их гегемонию, говорили тогда очень много, хотя в этом было и много лукавства. Сейчас же нет никакой, даже «кривой», доктрины. Про «гегемонов» стараются не вспоминать.

Сегодня у нас на пике популярности бережливое производство, где ярко выражена модель отношений работодателей и рабочих. Речь идет о пожизненном найме, об оплате труда, основанной на вкладе в совершенствование организации, о системе идеалов и ценностей, построенных на принципах уважения и признания. В этом отчасти кроется одна из причин популярности бережливого производства в РФ. Но, насколько я могу судить, мы не все знаем о том, как устроены трудовые отношения в Японии, что в этой стране на самом деле понимают под «тоётизмом». Сами японцы говорят о «трех столпах»: пожизненное трудоустройство, надбавки за выслугу лет и профсоюзы в рамках предприятий. Кстати, в отличие от американской и европейской модели, где профсоюзы организованы по отраслевому признаку.

Заметим, что немецкая система, называемая трипартизмом, тоже очень интересна с точки зрения модели отношений между работниками и руководством, так как основана на активном участии государства, корпораций и профсоюзов.

О причинах отсутствия модели взаимоотношений работодателя с работниками в России

В России до сих пор нет установленных, отработанных, осмысленных моделей отношений в менеджменте и бизнесе. Вероятно, причина в том, что наша экономическая и политическая системы в целом находятся в процессе трансформации – они не устоялись. У нас то ли рыночная, то ли «государственная» модель. Даже если принять тот факт, что система смешанная, не понятно, как должны взаимодействовать частные предприятия и госсектор, как осуществляется переход людей из частного в государственный бизнес, кто контролирует государственные предприятия. Все это требует осмысления. А значит, впереди неизбежны сложности трансформации, переход из старой социально-экономической системы – в какую-то новую, пока не очень понятную. Из-за страха перед непонятным будущим мы ищем опору в прошлом...  Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

Методы менеджмента качества /01 2019

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных обеспечению качества в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах. В данной публикации дается обзор методов «встроенного качества» [2], предназначенных не только для ВИС. Эти методы успешно применяются и в рамках одного предприятия, которое ведет разработку, подготовку производства и производство изделий сложной техники.

ИДЕЯ «ВСТРОЕННОГО КАЧЕСТВА»

Разработчики и изготовители сложной техники, состоящей из сотен и даже тысяч компонентов, давно осознали тот факт, что производство соответствующих компонентов и процесс их сборки (образование сложного изделия) должны быть практически безупречными, бездефектными. Ибо в первом приближении уровень дефектности сложного изделия равняется сумме уровней дефектности (несоответствий) по всем составляющим компонентам и операциям сборки [3]. На практике это означает следующее: если сложное изделие содержит, например, 2000 компонентов и операций сборки, а уровень несоответствий компонентов и операций сборки по каждому из ключевых (важных, ответственных) показателей качества составляет всего 10 ppm1
, то уровень несоответствий таких готовых изделий будет уже не менее 1% [3]. Причем далеко не все из этих дефектов могут быть сразу обнаружены в готовом изделии методами контроля, многие из них проявятся только на этапе эксплуатации.
Попытки снизить уровень несоответствий компонентов и готового изделия методами контроля при производстве почти всегда не дают успеха, так как контроль, особенно с участием человека, не способен «идеально очистить» поток продукции от несоответствий (дефектности). Особенно неэффективным контроль становится при низких уровнях несоответствий на входе контроля, что изображено... продолжение)

 

pdf Скачать статью целиком

 

   ,  
-
 


 
  
  -

   () — 
,
  ,  
.  
   
 

   !

 «
  
» [2], 
-

 
    
 . " !

 
#
!
   !
  
,   
 

 
  , 
    
   
-
 
 
    

PRO Качество 22.03.19

Статья.Стандартные коллизии 2.jpg

Как развивается международная стандартизация? В чем революционность стандартов на бережливое производство? И почему философией часто оправдывают отсутствие логики?

Продолжаем разговор с российской легендой в сфере менеджмента – Вадимом Лапидусом

 

О трендах в стандартизации

Устойчивый тренд – развитие систем менеджмента качества по стандартам ИСО 9001 и ИСО 9004 . Популярность документов объясняется тем, что в этом вопросе есть глубокий консенсус. Важно заметить, что данные стандарты не являются руководством для построения системы менеджмента качества. Эти документы в большей степени – для аудита (ИСО 9001) и оценки (ИСО 9004).

Чтобы построить систему менеджмента качества в организации, помимо прочего, нужно учитывать и ограничения, которые обозначены в перечисленных стандартах. Например, право на коммерческую тайну и защиту ноу-хау. Это то, что не должно быть областью аудита для третьих и вторых сторон, – инженерно-технические решения не являются предметом внешнего аудита.

Стандарты – это инфраструктура бизнеса, менеджмента, экономики, государственного регулирования и других сфер нашей жизни

Активно развивается стандартизация смежных с менеджментом качества тем, например противодействия коррупции управления активами . В России эти документы не пользуются популярностью.

Еще один тренд – отраслевое развитие стандартизации. Сейчас я могу выделить четыре ключевых отраслевых направления:

  1. Автомобильная отрасль – лидер в этом вопросе. Речь о стандартах: QS 9000 , потом ISO/TS 16949 и сейчас – IATF 16949.

  2. Аэрокосмическая и оборонная промышленность (AS/EN 9100) – стандарт во многом повторяет IATF 16949, но сфокусирован на мелкосерийном и даже уникальном производстве.

  3. Железнодорожная отрасль – речь о стандарте IRIS . Документ, правда, перегружен: он одновременно и стандарт требований, и стандарт улучшений, и модель оценки зрелости, и модель премии.

  4. Атомная промышленность – речь о совсем новом документе (ИСО 19443-2018).

Эти документы и сопровождающие их инженерные руководства предлагают очень интересные подходы к сертификации, которые потенциально позволят навести порядок в области. Суть в том, что сертификация становится клубной. Оценку соответствия могут проводить лишь органы, которым доверяет объединение производителей (автомобильной, аэрокосмической, железнодорожной и других отраслей). Аккредитация предполагает оценку по трем критериям: профессиональному, этическому, репутационному.

В целом стандарты все больше начинают выполнять роль документов коллективного, конвенциального знания. Они играют и будут играть еще большую роль в интеграции бизнеса и производственных моделей с информационными технологиями. Последние нуждаются в строгих измеримых и воспроизводимых категориях, справочных данных и т.п.

Стандарты становятся интерфейсами между бизнес-реальностью и виртуальным миром ИТ

Будет возрастать роль стандартов в сложных системах управления, например в цепях поставок, в холдинговых и других вертикальных структурах. Мы привыкли к использованию стандартов в схемах ручного контроля, но теперь сфера сильно расширяется.

Также мы видим и запрос, и тенденцию смещения стандартизации к выполнению функции интерфейса между организационными, производственными системами и новыми информационными технологиями (ИТ). Для ИТ необходимы порядок, воспроизводимость, измеримость процессов. Решение задач возможно.... продолжение

 

PRO Качество 07.03.19

Статья.Управленческие войны 3.jpg

Почему современные подходы к менеджменту меняются и как это связано с ментальностью поколения Z?

Как построить мосты между компаниями «советской закалки» и инновационным бизнесом?

Почему вертикальная интеграция и конкуренция лидеров тянут российские компании вниз? И в чем революционность стандартов на бережливое производство?

Обо всем этом мы поговорили с российской легендой в сфере менеджмента – Вадимом Лапидусом.

 

Об управленческих трендах и новом поколении людей

В последние 45 лет фокус внимания бизнеса сместился к управленческим и организационным аспектам ведения деятельности. Организационные структуры стали гибкими, вошли в практику процессные и проектные подходы. Системы менеджмента и корпоративная культура были объявлены основными драйверами конкурентоспособности. В начале этого века тренд сдвинулся к инновационному менеджменту и управлению талантами.

Глобальный тренд настоящего времени – переход от методов и систем менеджмента, ориентированных в большей степени на физический труд, к управлению умственным трудом. Причем сегодня физического труда в его традиционном представлении уже практически нет.

Как говорил Питер Друкер , даже 5% умственного труда в процессе выполнения физической работы превращают последнюю в мыслительную деятельность.

Еще одна тенденция – это совмещение искусственного интеллекта с естественным. И здесь у нас проблемы.

Я на каждом шагу слышу: «умный дом», «умный локомотив», «умный автомобиль». Все вокруг «смарт». Только «умных людей» не видно. Мы хотим создать умные вещи, окружающие глупых людей? Или мы хотим развивать человека, чтобы все более умные люди работали со все более умной техникой и системами?

Стоит понимать, что всеобщая интеллектуализация меняет людей, а значит – и подходы к управлению ими.

Люди X, Y, Z – каждое новое поколение отличается. Причем чем младше, тем больше желания быть свободными. Гибкий график работы и свобода мысли для них – норма. Молодежь не хочет жертвовать личной жизнью, ценит себя больше, чем предыдущее поколение.

Старшие поколения теряют власть учителей. Более молодые быстрее и глубже осваивают компьютеры, интернет, новые девайсы и сами учат более взрослых.

Причем между поколениями сейчас огромная пропасть – разрыв ментальности, традиций и мировоззрения. Причина – сверхбыстрая смена эпох. А у нас этот разрыв больше, чем в остальном мире, с учетом наших «исторических травм».

Менеджмент нужно строить с пониманием всех этих разрывов.

О типах российских компаний

Российские компании делятся на два крупных кластера.

Первые похожи на советских прародителей. Это предприятия, которые были приватизированы.... продолжение