Поскольку по роду своей деятельности я близко связан с промышленными предприятиями, могу отметить, что в этом секторе экономики на сегодняшний день нет ни малейшего желания перенимать прогрессивный опыт, учиться и внедрять в производство новейшие научные разработки. И дело не в кризисе. Приведу докризисный пример.
По инициативе нижегородской администрации и торгово-промышленной палаты в 2007 году в Нижнем Новгороде был организован научно-технический форум с приглашением сотрудников известного немецкого «Общества Фраунгофера». Это - крупнейшая организация в области прикладных исследований и технических разработок в Европе, объединение 64 научно-исследовательских институтов Германии общей численностью 13 тысяч сотрудников. Они решают, в том числе, и конкретные задачи прикладного характера для промышленности. Форум был ориентирован специально на нашу автомобильную промышленность, поскольку Нижний Новгород до сих пор считается одним из центров российского автопрома. Более двенадцати крупных специалистов-исследователей приехали из Германии поделиться своим опытом и знаниями с нашими автомобилестроителями. Предполагалось, что перенимать опыт приедут специалисты из всего Приволжского округа. Рассказывали немцы об очень интересных разработках, которые финансируются у них 50% государством, а 50% - заказами от промышленности (BMW, Siemens, Bosch и т.д.), все это завтра будет работать в их автомобилях и другой технике и восхищать потребителей. Примерно 20% таких разработок заканчивается патентами. Тот, кто заказал такую разработку и в результате получил патент, применяет эту новинку и имеет преимущество перед конкурентами, так как он защищен законом. И немцы были готовы принять заказы от нашей промышленности.
А в результате - гостей из Германии и журналистов на этом форму в сумме оказалось больше, чем представителей от нашей промышленности. В такие моменты бывает стыдно за отечество.
Выход, что не хотят наши владельцы и директора предприятий получать и использовать новые знания, не хотят ориентировать на это своих подчиненных. А без новых разработок и знаний модернизация чего бы то ни было невозможна.
Вспомним российскую историю. Кто из русских царей особенно отличался в развитии и укреплении мощи государства Российского? Большинству на ум приходит Петр 1. Он не только сам овладевал новыми ремеслами, знаниями, но и заставлял боярских детей учиться за границей и перенимать зарубежный опыт. Возможно, его методы по современным меркам покажутся несколько жесткими, но результат был налицо.
Именно во времена правления Петра 1 Россия сделала стремительный рывок в развитии. Историю нельзя игнорировать, а значит, необходимо учиться управлять, перенимать прогрессивные методы, и не только в части ведения бизнеса, но и в технике. Нужно не только жить за счет использования технических и человеческих ресурсов предприятия, но и развивать их.
Сегодня же в нашем государстве на уровне законодательства, а тем более, на уровне его исполнения, нет достаточной мотивации для предпринимателей, собственников бизнеса внедрять новые прогрессивные методы в технике и менеджменте.
Кто сегодня в современном цивилизованном мире бизнеса считается хорошим управленцем? Тот, кто имеет четкие показатели функционирования предприятия (и далеко не только «денежные») регулярно отслеживает их, и в соответствии с целевыми установками вводит необходимые коррекции в деятельность предприятия.
У нас же анализы таких показателей (кроме «денежных») просто игнорируются, а зачастую вообще никаких показателей кроме «быстрых денег» не существует. О каком же управлении в таком случае можно говорить? Ведь деньги как таковые, если они являются основным и едва ли не единственным критерием, очень опасны, они ведут, как правило, к деградации.
По аналогии, если семью сравнить с предприятием, с бизнесом, то зачем, например, учить детей? Ведь это большие расходы, головная боль и т.п. А приведет ли это к дальнейшему росту и экономическому процветанию семьи? Да, приведет, но заметьте, не сразу, не «к завтрашнему утру», и только если это будет хорошее обучение и качественные знания, а не просто «модные» дипломы. Значит, уровень знаний и практических умений - это один из важнейших показателей деятельности.
Менеджмент, ориентированный на систематический и долговременный успех, как раз и должен управлять путем разумного выбора ряда необходимых показателей (критериев) и их мониторинга в соответствии с установленными целями по этим показателям. Тогда придут и деньги, желаемое всеми «экономическое процветание», но только как результат этой деятельности.
Публикации
Розно М.И., "Стратегия бизнеса" N2(52) март 2010
- Просмотров: 7564
Розно М.И., журнал "Стратегия бизнеса" N2(52) март 2010