ГК «Приоритет» выступила спонсором V российского Лин-форума «Бережливое производство в России. Победы. Решения. Работа над ошибками», прошедшего с 8 по 12 ноября 2010 в Москве.
Вадим ЛАПИДУС - генеральный директор ЗАО «Центр «Приоритет» - выступил с докладом «Российские барьеры на пути Lean: обходить или пробивать» в пленарной части форума. Доклад был посвящен проблеме переноса управленческих технологий и адаптации Lean к российским условиям (RuLean).
В частности, В.А. Лапидус сказал, обращаясь к участникам форума, следующее:
«При освоении таких масштабных продуктов, как TQM, Lean, Kaizen людям совершенно необходимо встречаться, чтобы обмениваться идеями, мыслями. Во-первых, это позволяет быстрее распространять лучшие практики, а во-вторых, адаптировать чужой опыт к своему.
Вопрос только в том, каковы масштабы события.
Например, маленькая страна Израиль в 90-е годы, когда осваивала вопросы качества - TQM, ISO серии 9000 - на форумах собирала до 5 тысяч человек, при том, что все население страны - 5 миллионов. В Соединенных Штатах ежегодный митинг Общества по качеству собирает также десятки тысяч человек, там это уже рутинная практика.
К сожалению, в России не удается собрать мероприятия таких масштабов - люди не тянутся к обсуждению таких вещей. В лучшем случае, 200-300 человек удается собрать. На моей памяти рекорд был около 500 человек - это Европейский конгресс качества, учитывая людей, которых приглашают для массовости.
С моей точки зрения, будущее у Lean весьма сомнительное по следующим причинам:
1. Также как при развитии качества, также как при попытках массового внедрения ISO серии 9000 мы (движение активистов) видели многих людей увлеченных и понимающих эффективность этих стандартов. Но все действия разбились о существующую доминирующую систему управления, которую я называю репрессивным менеджментом, основанном на принуждении, контроле и недоверии. Другие называют ее командным, административным или колониальным менеджментом, с которым мы сталкиваемся, когда приходим с такими вещами, как качество и бережливое производство, и через который они не пробиваются.
2. Lean - это не локальные проекты улучшения, которые демонстрируют возможности - это глобальное изменение управления бизнеса практически во всем мире. Мне, например, японские коллеги говорили, что Lean, Toyota Production System в Японии не прижилась бы, если бы не работа японских железных дорог. Обеспечить принцип «Точно вовремя» без логистики, без транспортной системы - это невозможно, поэтому совершенно очевидно, что для того, чтобы система работала в полной мере, нужен национальный масштаб.
3. Правительство обеспокоилось сейчас инновационными проектами. Если посмотрим на стадии жизни бизнеса, то у бизнеса есть, как и у любого живого организма, рождение, выращивание, обучение, рост, зрелая жизнь, но и, к сожалению, также как и все живые организмы - бизнесы тоже умирают и погибают. Для поддержки бизнеса во всех стадиях жизни существует инфраструктура. На ранних стадиях жизни нужны инкубаторы и венчуры, льготные системы налогообложения, системы поддержки малого и среднего предпринимательства.
В зрелом периоде компаниям нужно то, что в человеческой жизни называется поддержкой здоровья - фитнес, диагностика, лечение периодически возникающих болезней, но, самое главное - это борьба со старением. Всю жизнь компания должна бороться со старением, с тем, чтобы продолжить свою эффективную молодость. Ну, и, наконец, когда компании стареют, и жизнь их заканчивается, нужна либо реинкарнация в виде перепродаж, смены собственника, смены бизнеса, либо компания должна подвергаться банкротству и заканчивать жизнь таким образом. Похороны бизнесу тоже бывают необходимы.
Все эти стадии жизни должны поддерживаться компаниями, а инфраструктура должна этому соответствовать. Создание такой инфраструктуры не ограничивается проведением форума энтузиастов, это должны быть институты, которые поддерживают бизнес. Пока таких институтов в стране нет. У нас нет ассоциаций, которые бы эффективно работали и оказывали реальную поддержку, нет хороших университетов, которые проводили бы исследования в этой области и давали бы рекомендации. У нас есть кучки энтузиастов. К тому же число людей, понимающих Lean по сути очень невелико.
В связи с вышесказанным, мой прогноз, к сожалению, таков:
Движение Lean наберет какие-то обороты и через некоторое время оно, также как и движение качества, будет испытывать очень большие трудности. Если пытаться это преодолеть, то нужны структурные и инфраструктурные подходы. С моей точки зрения, на форуме нужно обсуждать такие вещи как инфраструктура, которая должна поддерживать бизнесы управленческими инновациями, в том числе, и инновациями, связанными с Lean.»