Терехова Т.В., Котов С.С., Юрков А.Ф., Кожевников А.О. "Техника железных дорог" 4 (12) 2010
 
 
 
 

Трудно быть первым

Т.В. Терехова 
директор по качеству группы компаний «Приоритет», 
член Международной Гильдии профессионалов качества
С.С. Котов 
главный специалист группы компаний «Приоритет»
А.Ф. Юрков 
главный инженер ОАО «Ижевский радиозавод», 
член-корреспондент Академии проблем качества
А.О. Кожевников 
начальник отдела менеджмента качества ОАО «Ижевский радиозавод», 
эксперт премии Правительства РФ в области качества
 
Первый для России опыт Ижевского радиозавода сертификации системы менеджмента по IRIS оказался трудным. Аналогичные трудности (по крайней мере!) ожидают все предприятия, имеющие намерения улучшить свои системы менеджмента с применением модели IRIS. Пути и способы преодоления трудностей этим предприятиям надо будет искать свои, опыт ОАО «ИРЗ» здесь не пригодится. Воспроизвести ижевский опыт можно (и нужно!) в части четкого понимания ожидаемого результата, терпеливого и последовательного его достижения.

С чего все начиналось

Начать следует с того, что в марте 2006 года независимым Союзом европейской железнодорожной отрасли (UNIFE) был принят международный стандарт железнодорожной промышленности IRIS (International Railway Industry Standard) rev. 00. Модель системы менеджмента предприятия в соответствии с этим стандартом наряду со ставшим привычным управлением качеством распространяется на другие бизнес-составляющие: систему управления рисками, систему управления затратами, финансовыми ресурсами, обязывает предприятия создавать систему менеджмента знаний и рекомендует создавать интегрированные системы менеджмента в сочетании с ISO 14001:2004 и OHSAS 18001:2007.
Вслед за этим событием, 10.12.2007 г. вице-президентом - главным инженером ОАО «РЖД» В.А. Гапановичем была утверждена Политика по стратегическому управлению производителями в области обеспечения качества, в которой были обозначены жесткие и одновременно привлекательные для изготовителей железнодорожной техники направления:
«...На втором этапе (2009-2010 гг.).... приоритеты в закупках железнодорожной продукции будут получать производители, осуществившие добровольную сертификацию ... систем менеджмента качества на требования корпоративного стандарта ОАО «РЖД», который будет представлять собой сочетание требований стандартов ISO и выборочную часть требований стандарта IRIS...
...8. Система мотивации производителей к улучшению качества будет предусматривать ценовое поощрение производителей, осваивающих производство продукции, качество которой соответствует требованиям международных стандартов....
9. Система инвестиционного поощрения производителей железнодорожной продукции предусматривает в структуре стоимости формирование инвестиционной составляющей, которая возвращается производителем инвестору (покупателю) после освоения продукции с новыми качественными и эксплуатационными характеристиками поставками, имеющими скидку с цены, обеспечивающую возврат инвестиций в период расчетной окупаемости, установленной инвестиционным договором».
К этому времени ОАО «Ижевский радиозавод» имел богатый послужной список в области развития систем менеджмента. Отметим только основные события из этого списка:
1997 г. - предприятие стало сертифицированным поставщиком компании MOTOROLA.
1998 г. - сертификация системы менеджмента качества на соответствие ISO 9001-94.
1999 г. - предприятие стало дипломантом конкурса на соискание премии Правительства РФ в области качества.
2001 г. - сертификация системы менеджмента качества на соответствие ISO 9001-2000.
В 2002, 2005, 2008 гг. предприятие успешно прошло ресертификацию на соответствие ISO9001-2000.
2009 г. - сертификация системы менеджмента качества на соответствие ГОСТ Р ИСО 9001-2008, СРПП ВТ, ГОСТ РВ 15.002-2003, РК-98 («Союзсерт»).
2009 г. - сертификация системы менеджмента на соответствие требованиям ISO 14001-2004, OHSAS 18001-2007.
Учитывая все это, а также опыт предприятия в части создания интегрированной системы менеджмента с учетом требований IS0 14001:2004 и OHSAS 18001:2007 в конце 2007 года руководством завода было принято важное и ответственное стратегическое решение: развитие системы менеджмента бизнеса по модели IRIS. Общая схема будущей системы представлялась в виде рис. 1.
Рисунок 1
Рис. 1. Модель интегрированной системы менеджмента
Ожидания, связанные с применением системы менеджмента по модели IRIS, были следующие:
  • эффективный информационный обмен между ОАО «РЖД» и ключевыми поставщиками подвижного состава, вагонов и основных узлов, агрегатов, комплектующих и материалов;
  • улучшение качества и надежности продукции, сроков ее поставки;
  • повышение производительности труда, снижение издержек и потерь;
  • повышение возможностей и способностей бизнес- и технологических процессов.
Здесь важно обратить внимание на то, что ожидания от применения IRIS не ограничивались исключительно получением сертификата. Было понимание того, что применение модели IRIS потребует значительных преобразований системы менеджмента. Для реализации преобразований необходимо было вовлечь в этот процесс как можно большее количество сотрудников завода на всех уровнях управления. Этому способствовало важное свойство корпоративной культуры сотрудников завода: умение открыто и честно говорить о важных вопросах и способность объективно рассматривать причины имеющихся проблем.
В соответствии с рекомендациями некоммерческого партнерства «Объединение производителей железнодорожной техники» (НП ОПЖТ) был заключен договор с Центром «Приоритет» на оказание консалтинговых услуг при проведении преобразований системы менеджмента на основе модели IRIS.

Проект на оказание консалтинговых услуг центром Приоритет

Первым событием совместной с Центром «Приоритет» работы стал оценочный аудит по IRIS версии 00. По результатам выборочного обследования была выставлена оценка по Audit Tool rev.00, которая составила 335 баллов (рис. 2).
Рисунок 2
Рис.2. Результаты оценочного аудита
 
Обследование включало в себя:
  • изучение организационной структуры и взаимодействия процессов;
  • анализ Руководства по качеству предприятия;
  • интервьюирование руководителей и специалистов предприятия;
  • оценку выполнения требований, связанных с «нокаут-вопросами»;
  • оценку уровня соответствия деятельности предприятия требованиям IRIS.
Обследование было ориентировано на оценку текущего состояния.
В ходе обследования помимо новых по IRIS областей менеджмента обращал на себя внимание факт недостаточного применения процессного подхода на заводе. На это обстоятельство было обращено особое внимание, так как это могло снизить эффективность выполнения других требований, связанных со встраиванием в процессы инструментов управления качеством, затратами, мотивацией, рисками и т.д.
В рамках договора на оказание консалтинговых услуг специалистами Центра «Приоритет» были проведены обучающие семинары и тренинги по следующим темам:
  • «Лидерство как система. Школа лидерства. IRIS». Вводный курс.
  • «Лидерство как система. Школа лидерства. IRIS». Основной курс.
  • «Проектный менеджмент».
  • «Стандарт IRIS - методы совершенствования системы менеджмента компании».
  • «Бережливое производство».
  • «Команда и командообразование».
  • «Мотивация. Методы и практика».
  • «Секреты внутреннего аудита: требования, инструменты, этика и психология».
Всего обучено 117 человек. Из них: руководителей - 81 (70%), специалистов - 36 (30%) человек.
На этих семинарах приобретались навыки группового обучения и создавались предпосылки для личного совершенствования, что необходимо, поскольку при делегировании полномочий повышается спрос на лидерские качества. Таким образом, обучение главным образом было обусловлено пониманием того, что руководители высшего звена и менеджеры на местах должны быть не только хорошими управленцами, но и настоящими лидерами.

Внутренний проект

По итогам рассмотрения отчета о проведенной оценке Центром «Приоритет» на совещании по вопросу применения стандарта IRIS у генерального директора было принято решение открыть внутренний проект по развитию системы менеджмента на основе IRIS и утвердить состав проектной группы.
Роль заказчика проекта генеральный директор Игорь Нариманович Валиахметов оставил за собой. Руководителем проекта был назначен главный инженер Александр Филиппович Юрков. Координатором проекта был назначен начальник отдела менеджмента качества Андрей Олегович Кожевников. В команду проекта были включены представители высшего руководства.
Учитывая результаты обследования, выявившие разницу между желаемым и существующим уровнем зрелости системы менеджмента, были определены направления для преобразований. Для реализации преобразований были открыты 18 функциональных проектов, в каждом из которых были созданы проектные команды. Темы некоторых проектов представлены ниже (табл. 1):
Таблица 1
  • Совершенствование процесса разработки и изготовления опытных образцов.
  • Внедрение механизмов реализации продуктово-маркетинговой стратегии управления Группой компаний «ИРЗ».
  • Разработка системы сбалансированных показателей результативности и эффективности системы менеджмента бизнеса через KPI.
  • Совершенствование процесса производства в цехах с применением инструментов Бережливого производства.
  • Создание системы «Управление кадровым резервом».
  • Внедрение проектного управления в процесс выполнения опытно-конструкторских работ.
Разработка процессов и процедур, требуемых по IRIS, осуществлялась в рамках проектов в соответствии с планом совершенствования системы менеджмента.
В ходе выполнения проекта проявились трудности, связанные с недостаточным пониманием требований стандарта, перечень которых и направления их преодоления приведены в таблице.
В ходе реализации проекта по внедрению требований IRIS была выявлена необходимость в дополнительном обучении руководителей и специалистов.
Силами проектной команды ИРЗ было проведено обучение сотрудников завода в разрезе трех направлений: технолого-конструкторское, производственное и экономическое. Всего обучено 3893 человека. Из них руководителей - 634, специалистов - 1091, рабочих - 2168 человек (рис. 3).
Рисунок 3
Рис. 3. Охват внутренним обучением
 

Доработка системы

После выполнения и защиты функциональных проектов была проведена самооценка системы менеджмента бизнеса ОАО «ИРЗ» по вопроснику IRIS rev. 01. В частности, проведен анализ в следующих областях деятельности предприятия: анализ функционирования системы менеджмента качества, ответственность руководства, управление ресурсами; разработка, производство и сопровождение продукта; анализ и совершенствование деятельности предприятия.
По результатам самооценки общий результат составил 446 баллов, было принято решение разработать план мероприятий, направленный на улучшение в тех областях, по которым выявлены низкие оценки.
По результатам внутреннего проекта схема взаимодействия процессов приобрела вид, представленный на рис. 4.

Предсертификационный аудит

В декабре 2009 г. на ОАО «ИРЗ» проведен предсертификационный аудит на соответствие требованиям IRIS rev.02 сертификационным органом Bureau Veritas Certification. Инструмент проведения аудита - Audit Tool v.3.0. Метод проведения аудита: изучение документов, интервью с персоналом.
Область действия системы менеджмента бизнеса ОАО «ИРЗ» распространяется на категории продукции (приложение 1 стандарта IRIS):
4 - Система электропитания.
11 - Система связи.
12 - Прокладывание кабелей, шкафы управления.
19 - Сигнальные системы.
В ходе аудита по всем нокаут-вопросам были выставлены утвердительные ответы. Количество оценок соответствующих уровней зрелости по разделам стандарта IRIS часть 3 приведены в таблице 2:
Таблица 2
 
Рисунок 4
Рис. 4. Схема взаимодействия процессов
 
Результат аудита - ОАО «ИРЗ» набрал 532 балла из 894 при критическом уровне в 484 балла. По результатам аудита был разработан план мероприятий по улучшению. Аудитором были отмечены сильные стороны:
  • квалифицированный персонал;
  • результативная системы менеджмента качества на основе стандарта ISO 9001;
  • опыт работы с партнерами по требованиям аналогичным требованиям IRIS;
  • эффективно применяемый на предприятии комплекс программного обеспечения.
Слабые стороны:
  • недостаточный объем применения риск-менеджмента;
  • малый опыт применения в работе принципов проектного подхода;
Области для улучшения:
  • более полное применение риск-менеджмента;
  • усовершенствование работы на основе проектного подхода;
  • более полное применение KPI для управления процессами;
  • более точное определение ресурсов для результативного функционирования процессов.

Сертификационный аудит

Сертификационный аудит проводился по заявленным областям сертификации. При сертификационном аудите применялась балльная методология, которая реализована в виде программного обеспечения IRIS Audit-Tool.
Таблица 3
 
Все вопросы по IRIS Audit-Tool распределены следующим образом:
Аудиторами был разработан план, более детально проверяли документацию (процедуры) системы менеджмента, процессы. KPI, а также посещали дочерние компании «ИРЗ-Локомотив», «ИРЗ», «ИРЗ-Фотон», «ИРЗ-Ринкос», «ИРЗ ТЭК», «ИРЗ-Связь», «ИРЗТЕСТ».
По итогам аудита ОАО «ИРЗ» получена балльная оценка - 642 балла (73%). Такая высокая оценка дает право на получения сертификата соответствия требованиям IRIS.
Вместе с тем аудиторами предложены 56 рекомендаций и детальный отчет по аудиту. Результаты по разделам стандарта IRIS часть 3 приведены в табл. 4.
Таблица 4
 
Диаграмма, показывающая улучшения системы менеджмента от предсертификационного до сертификационного аудитов, представлена ниже (рис. 5).
 
Рисунок 5
Рис. 5. GAP-диаграмма оценки уровня зрелости системы менеджмента
 
Поступательное развитие системы менеджмента, начиная с января 2008 года по март 2010, представлено на рис. 6.
 
Рисунок 6
Рис. 6. Поступательное развитие системы менеджмента
 

Подводя итоги

29 июня 2010 года был получен сертификат по IRIS, и это стало очень значимым и важным событием для компании и ее сотрудников. Особую значимость заключается в том, что это первый сертификат, выданный российскому предприятию. Это стало следствием высокой корпоративной культуры на заводе, создающей возможности для личного совершенствования, терпению и настойчивости руководства завода, проявленным качествам подлинного лидерства участников проектных команд, эффективному групповому обучению и вовлечению в преобразования сотрудников завода.
В завершение отметим, что IRIS - это новая корпоративная культура, основанная на философии качества, бережливого производства, стоимости жизненного цикла продукции.
Соответственно, развитие системы менеджмента по модели стандарта требует применения новых подходов, широкого вовлечения сотрудников, применения инструментов качества.
 
Терехова Т.В., Котов С.С., Юрков А.Ф., Кожевников А.О. "Техника железных дорог" 4 (12) 2010