Специальный репортаж
О лидерстве — профессионально и без секретов
«Школа лидерства РЖД: от дисциплинарной иерархии до самоорганизации бизнес-среды»
В феврале этого года произошло знаковое событие для нашего журнала: начал свою деятельность клуб Business Excellence, призванный объединить друзей издания, создать площадку для дискуссий и обмена мнениями. Первым мероприятием, проведенным клубом, стал брифинг «Школа лидерства РЖД», состоявшийся 2 февраля в конференц-зале столичного отеля Holiday Inn Simonovsky. Главными действующими лицами стали генеральный директор НИИ железнодорожного транспорта, старший советник президента «РЖД» Борис Лапидус и глава Группы компаний «Центр Приоритет» Вадим Лапидус.
Полное название мероприятия — «Школа лидерства РЖД»: от дисциплинарной иерархии до самоорганизации бизнес-среды». Из чего следовало, что речь пойдет о беспрецедентном начинании в отечественном бизнесе, стартовавшим несколько лет назад. Как раз сейчас настало время подвести предварительные итоги.
Начиная в 2005 году реформу крупнейшей транспортной компании страны, тогда только назначенный ее глава Владимир Якунин поставил амбициозную задачу: изменить ментальность сотрудников, привив им лидерские навыки. Очевидно, что для этого было необходимо организовать масштабную систему обучения топ-менеджмента (а затем и менеджмента среднего звена). Более того — выстроить самонастраивающуюся схему учебного процесса, в которой привитие новых навыков все новым и новым слушателям шло бы по каскадному принципу: от первых лиц компании далее вниз, по иерархии.
Подобных задач в практике российского бизнеса, тем более в масштабах такой компании, как «РЖД», еще никто не решал. Поэтому было принято решение привлечь к работе консультанта международного уровня.
Борис Лапидус:
— Появилась идея создать из старых специалистов новый коллектив управленцев. При том что отрасль, которая работает круглые сутки 365 дней в году при всех погодных условиях, не имея ни минутного перерыва, нуждается в очень взвешенной настройке и реинжиниринге. Очень удачно Владимиру Ивановичу (Якунину — ред.) на стол попала статья Вадима Аркадьевича в одном из изданий. И он написал резолюцию: все очень интересно, здесь мы можем найти союзника. Я начал читать работы Вадима Аркадьевича и вдруг увидел совершенно уникальное предложение — каскадное обучение, и сразу понял, это то, что нам нужно. Это не просто обучение, не просто вовлечение в процесс формирования новой системы менеджмента качества, но еще и вовлечение в авторство преобразований. То есть каждый из членов команды, которая проходила каскадное обучение, становился соавтором преобразований через выпускные работы, которые по замыслу «Центра «Приоритет» должны были проводиться.
Вадим Лапидус:
— В России достаточно давно сложилась своеобразная культура общения, направленная на защитное поведение. Она не позволяет делать серьезные изменения, ее надо взорвать. Но чем? Лидерством. Мы поняли, что лидерство может быть хорошим вызовом для людей, чтобы перейти от обороны к, не хочу сказать — нападению, скорее — активному действию. Что бывшие советские люди хорошо умеют делать? Проекты. Мы делали их в школах, институтах, университетах, проектная работа нам всем очень хорошо знакома. Дальше мы вспомнили, что когда люди делают проекты, они чувствуют себя потенциальными лидерами. Также мы понимали, что инициировать движение по улучшениям снизу, как это делается в Японии, нет оснований. Ведь Япония — однородная страна, где в подавляющем большинстве живут представители одной нации, что не скажешь ни про Францию, ни про Англию, где сложилось мультикультурное общество. Нужно признать, что такая же картина складывается и в нашей стране. Поняв это, мы пошли по пути лидерства, которое разворачивается сверху вниз. Проект был организован таким образом: Владимир Якунин был заказчиком, Борис Лапидус — руководителем, а я — консалтинговым ресурсом.
Проект «Школа лидерства РЖД», о котором с подробностями в течение более чем полутора часов рассказывали оба спикера, проходил непросто. По-другому, наверное, он и не мог идти в компании, насчитывающей более миллиона сотрудников. Двигаться в нужном направлении помогали различные обстоятельства.
Борис Лапидус:
— Владимир Якунин, понимая все возможные реакции высших управленцев компании, сразу же на первом занятии сказал: «Вадим Аркадьевич, я — такой же слушатель, как и другие менеджеры, отвлекаюсь только на звонки президента страны, не стесняйтесь, вовлекайте меня во все. И все три дня первого этапа обучения занимался наряду с другими участниками, ходил гуськом во всех играх, работал в командах, и стал первым студентом и первым идеологом преобразований не на словах, а на деле. Тогда мои коллеги стали понимать: раз шеф учится и будет делать выпускную работу, нам позориться нельзя. Тем более что он продекларировал: мы формируем новую команду, и если плохо заниматься, то можно и не попасть в нее.
Результаты стали проявляться достаточно быстро. В орбиту преобразований постепенно были втянуты тысячи, а затем и десятки тысяч управленцев — вплоть до уровня начальников депо. О том, какое место занял проект в структуре РЖД, красноречиво свидетельствует следующий факт.
Вадим Лапидус:
— Очень сильно ударил по проекту кризис, и в 2009 году один из руководителей компании на проекте договора на «пятый каскад» написал резолюцию: «Считаю, что в условиях кризиса не следует проводить». Я видел ответную резолюцию Владимира Якунина: «Это последнее, от чего мы откажемся. Кризис закончится, а дороги останутся».
Сейчас проект «Школа лидерства РЖД» продолжается. Но в других форматах: заработал корпоративный университет, на различных дорогах появились свои «Школы лидерства». Результаты, как полагают спикеры брифинга, заметны каждому — это и проведенный ребрендинг РЖД, и улучшившееся качество обслуживания перевозки пассажиров, и повысившаяся безопасность. Мы видим плоды проекта, видим, как меняется бизнес-среда там, где появились лидеры.
О лидерстве (как и о многих других компонентах эффективных бизнес-процессов) мы планируем вести речь и на следующих заседаниях клуба Business Excellence.
Следите за нашими анонсами.
Александр Филиппов,
обозреватель журнала Business Excellence
Фоторепортаж
Александра Микляева