М.В. Черкасов, А.Н. Грачев, В.А. Лапидус
Национальным проектом «Производительность труда» на федеральном уровне определена следующая цель: обеспечить к 2024 г. темпы роста производительности труда на средних и крупных предприятиях базовых несырьевых отраслей экономики не ниже 5% в год. Для этого предусмотрен ряд мер, в том числе формирование системы методической и организационной поддержки, создание образцов, разработка ИТ-платформы, формирование региональных центров компетенций, обучение инструментам бережливого производства, подготовка внутренних тренеров.
В настоящее время Нижегородская область занимает первое место среди регионов по количеству предприятий, вовлеченных в национальный проект по повышению производительности труда (ПТ), а также входит в тройку лидеров по комплексной оценке деятельности региональных центров компетенций (РЦК). Такое положение позволяет ставить исследовательские задачи, проводить более глубокий анализ факторов роста ПТ по группам предприятий, выступая в качестве пилотного региона по разработке и опытному применению новых решений в области ПТ. Как показал наш опыт реализации национального проекта, для управления ПТ следует отдельно определить задачи на уровне региона и на уровне предприятия, а также создать региональную экосистему, дополняющую федеральные сервисы.
УТОЧНЕНИЕ ЗАДАЧИ ПОВЫШЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ
Цель национального проекта на первом (федеральном) уровне была приведена выше. Следует отметить, что она является минимальной и, учитывая отставание российских компаний по ПТ от развитых зарубежных экономик, в каждом конкретном случае должна быть уточнена в сторону увеличения.
Рассмотрим, например, показатели пилотной группы предприятий Нижегородской области, рассчитанные в региональной информационной системе мониторинга и анализа производительности труда (СМАПТ). Стартовое среднее значение ПТ в ней — 1568 тыс. руб./чел. в год (около 22,4 тыс. долл./чел. в год) по добавленной стоимости. Бенчмаркинговое значение ПТ выберем, ориентируясь на данные Германии: 100 тыс. долл./чел. в год (около 7000 тыс. руб./чел. в год), также по добавленной стоимости (рис. 1). Таким образом, при соблюдении минимальной цели национального проекта для достижения уровня ПТ немецких предприятий потребуется более 30 лет — при условии, что ПТ в Германии изменяться не будет. Следует отметить, что методики расчета ПТ и сопоставимость данных — темы, требующие обсуждения. Однако даже с учетом этого очевидно существенное отставание по ПТ российских компаний от выбранных для сравнения.
Рис. 1. Текущее значение производительности труда по группе предприятий при вступлении в национальный проект, среднее значение по группе и бенчмаркинговый уровень. Подготовлено в региональной информационной системе СМАПТ
Такое положение дел ставит перед предприятиями Нижегородской области помимо задачи роста ПТ вопрос темпов этого роста, а значит, и его источников, качества и устойчивости для обеспечения конкурентоспособности не только внутри страны, но и на мировом рынке. В целом следует говорить о системе управления ПТ.
Далее рассмотрим цели на уровне региона и на уровне предприятия, вытекающие из указанных задач.
Повышения ПТ можно достигнуть с помощью разных стратегий. Например, рост производительности труда на 5% обеспечивается увеличением добавленной стоимости (ДС) на 10% и численности персонала приблизительно на 5%. Или это может быть рост ДС на 25%, а численности — на 20%. Такое значение также достигается при нулевом росте ДС за счет уменьшения численности на 5%. Более того, цели по повышению ПТ могут быть выполнены и при существенном снижении ДС — например, на 20% при сокращении численности персонала на 25%. Из нескольких вариантов достижения роста ПТ для региона предпочтительным является одновременное повышение объемов производства и эффективности деятельности, которое приведет к увеличению поступлений в региональный бюджет от налога на прибыль и росту средней заработной платы.
На уровне предприятия количественные цели следует дополнить смысловыми, такими как улучшение конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности. Учитывая существенное отставание уровня ПТ от среднего на предприятиях развитых стран, достижение этих целей потребует от компаний качественных преобразований.
Одной из важнейших задач на региональном уровне является согласование целей национального проекта с целями предприятий и региона. Очевидно, что цели предприятий связаны с экономическим ростом, измеряемым выручкой, прибылью, добавленной стоимостью и возвратом инвестиций. У каждого показателя есть свои выгодоприобретатели. Показатель ПТ, как и другие индикаторы производительности и эффективности, рассматривается как важная характеристика самого предприятия, его производственной и бизнес-системы в целом.
Для бизнеса ПТ является инструментом, средством достижения целей производственной и бизнес-деятельности. В свою очередь, для региона в части вовлеченных в национальный проект отраслей целями являются экономические результаты: рост валового продукта, социальных параметров (занятости, средних доходов и т.д.), а также налогооблагаемой базы — и соответствующие социально-экономические показатели.
Как в случае отдельных предприятий, так и в случае региона следует обратить внимание на то, что любые задачи экономического роста требуют инвестиций. Крайне важно понимать, сколько инвестиций необходимо для тех или иных предприятий и региона в зависимости от целей экономического роста. Именно при инвестиционном подходе становятся более понятными смысл и значение регионального проекта по повышению ПТ.
Мы используем весьма простую формулу для определения целесообразности инвестиций в развитие бизнеса через рентабельность трудозатрат:
где R — рентабельность трудозатрат; P — производительность труда как отношение добавленной стоимости к среднесписочной численности работников за соответствующий интервал времени; С — затраты на одного работника, включающие как прямые, так и косвенные (накладные) затраты.
Из этой формулы следует, что рентабельность трудозатрат прямо пропорциональна ПТ и обратно пропорциональна общей стоимости труда.
Отставание предприятий региона по ПТ в 3—5 раз от среднеевропейских значений делает их настолько непривлекательными для инвестиций, что это даже невозможно перекрыть низкой стоимостью труда. Таким образом, показатель ПТ является не просто вспомогательным индикатором эффективности предприятий — он становится индикатором их жизнеспособности и определяет будущее социально-экономической жизни региона. В этом принципиальная важность направленности целей регионального проекта роста производительности.
Очевидно, что весьма скромные цифры роста ПТ, объявленные в рамках национального проекта (5% в год), не должны вводить в заблуждение ни предприятия, ни регион. Цели, несомненно, должны быть более высокими, с сильно выраженной динамикой роста во времени. Однако на сегодняшний день предприятия не располагают добротными методиками управления повышением ПТ.
Предлагаемое нами решение состоит в том, чтобы предприятия и регион рассматривали два направления инвестиций — как на улучшение результатов бизнес-деятельности, так и на увеличение ПТ, а также снижение затрат на труд путем устранения потерь. В рамках СМАПТ эти инвестиции названы «Smart&Money-инвестициями». Тем самым мы подчеркиваем, что Smart-инвестиции — это, по сути, инвестиции в качество самих компаний: в качество управления, организации, производственных систем, систем маркетинга, продукции. При этом Moneyинвестиции предполагают рост производства и продаж. При таком подходе аналитика показывает предприятиям оптимальную стратегию развития, а региону — стратегию поддержки такого развития в виде инвестиций и в качество роста, и в капитал. Последние необходимы при столь дорогих денежных ресурсах, причем направлены на ту же задачу — качество роста (например, для закупки технологий и оборудования, повышающих ПТ и снижающих издержки).
Таким образом, рост ПТ для регионального проекта не безусловная цель. Производительность труда является, с одной стороны, средством, а с другой — индикатором качества, эффективности экономического развития, роста конкурентоспособности, инвестиционной привлекательности предприятий и региона.
Пользуясь техническим сравнением, можно сказать, что региональный проект направляет внимание и поддерживает вложения в «коэффициент полезного действия» бизнес-систем предприятий, в то время как «топливо» для этих систем — ответственность самих предприятий.
РЕГИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТЬЮ ТРУДА И ЭФФЕКТИВНОСТЬЮ РОСТА
По заказу Министерства промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области (МПТП НО) с целью развития федерального паспорта национального проектаООО «Центр «Приоритет» при участии РЦК и Агентства по развитию кластерной политики и предпринимательства Нижегородской области в конце 2019 г. подготовил «Концепцию развития проекта «Производительность труда и поддержка занятости в Нижегородском регионе» на период 2020—2024 гг. Она определила цели, подход, модель и методологию управления ПТ. Для реализации концепции разработаны организационные решения, системные и методические документы, направленные на поддержку предприятий при реализации национального проекта, инвестиционные проекты, а также информационные модели, помогающие в управлении производительностью труда на региональном уровне (рис. 2).
Рис. 2. Элементы региональной системы управления производительностью труда Нижегородской области. ППТ — повышение производительности труда
Очень важными представляются результаты анализа, выполненного с помощью СМАПТ, которые демонстрируют, что вложения в повышение ПТ уменьшают требуемые инвестиции на десятки процентов, а в некоторых случаях и в несколько раз, при достижении тех же самых целей экономического роста (рис. 3). Подробнее эта тема раскрыта в работе А.Н. Грачева и др. [1].
Рис. 3. Моделирование инвестиционных сценариев для предприятия (годовые показатели, прирост указан к предыдущему году). Подготовлено в региональной информационной системе СМАПТ: а — итоговая сумма инвестиций; б — прирост производительности труда; в — прирост налогов; г — прирост чистой приведенной стоимости. БП — бережливое производство
Более того, с одной стороны, анализ показывает бесперспективность инвестиций в экономический рост при сохранении имеющегося уровня ПТ, а с другой — прогнозирует впечатляющие результаты при оптимальном сочетании инвестиций в экономический рост и повышения ПТ (в том числе и по показателям, отражающим рентабельность инвестиций).
Таким образом, на региональном уровне проект по увеличению ПТ необходимо рассматривать совместно с инвестиционными проектами, направленными на экономическое развитие предприятий, и наоборот, инвестиции в предприятия следует увязывать с условиями роста ПТ.
В качестве организационного решения по реализации концепции предусматривается формирование «Объединения предприятий для роста ПТ», выстраивание взаимодействия с РЦК, МПТП НО, консалтинговыми и обучающими организациями, инвесторами и партнерами. Задачами такого объединения являются достижение целей национального проекта (повышение ПТ более чем на 5% в год), стимулирование экономического роста и притока инвестиций за счет принципа комплементарности, обмена знаниями и лучшими практиками, мотивации через сравнение с лучшими, а также обмена высвобожденными ресурсами. В рамках данного объединения могут действовать различные сервисы: целевые группы, аналитические группы по выработке рекомендаций роста, семинары и платформы знаний, цифровых решений и др.
Не менее важная роль отводится РЦК. Управленческая задача, для реализации которой могут быть привлечены консультанты и академические учреждения (прежде всего университеты), сводится к следующим действиям:
- организация работы «Объединения предприятий для роста ПТ» по формированию рекомендаций по стратегиям роста и целеполаганию;
- анализ и разработка предложений в части структуры и объема инвестиций, поддерживающих рост ПТ;
- мониторинг достижения целей развития, включая рост ПТ;
- анализ причин недостижения целей роста и разработка рекомендаций правительству Нижегородской области по корректировке целей и средств их достижения;
- обобщение результатов реализации регионального проекта и подготовка рекомендаций Минэкономразвитию России по развитию национального проекта и тиражированию лучших практик;
- оказание услуг другим регионам по улучшению управления региональным проектом;
- распространение лучших практик других регионов.
Методическая поддержка (дополнительно к сервисам платформы «производительность.рф» и программам федерального центра компетенций) включает комплексную оценку предприятий по шести направлениям для выявления точек роста, разработку стратегий развития, целеполагание в рамках Объединения, поддержку предприятий — лидеров роста ПТ, признание достижений и др.
Кроме организационной и методической поддержки для повышения ПТ предприятиям необходимы инвестиции, причем не только финансовые, но и в виде знаний, информации, управленческих моделей. Следует отметить, что инвестиции нельзя рассматривать отдельно друг от друга, необходимо составление их оптимальных комбинаций. Также важно обеспечить связь между целеполаганием и стратегией развития предприятий в целом (включая, например, планы по росту выручки и добавленной стоимости, меры инвестиционной поддержки, в расчете на которые предприятия могут смелее намечать цели). В настоящее время в Нижегородской области действуют региональные меры поддержки, в т.ч. финансовые, одной из которых является компенсация части средств на покупку оборудования.
СИСТЕМА МОНИТОРИНГА И АНАЛИЗА ПРОИЗВОДИТЕЛЬНОСТИ ТРУДА
Управление ПТ на региональном уровне требует сбора и обработки информации от предприятий, ее анализа, прогнозирования развития проектов роста ПТ как на уровне предприятий, так и на уровне региона. Как уже упоминалось выше, в Нижегородской области разработана информационная система мониторинга и анализа производительности труда. Заказчиком выступило МПТП НО, включив в СМАПТ функции управления процессами преобразований на уровне региона и на уровне предприятий.
Для управления процессами преобразований на уровне региона реализуются следующие функции:
- обработка массивов данных от предприятий, в т.ч. дополнительных к соглашению с регионом;
- анализ факторов, обеспечивающих рост (оценка и анализ потенциала роста);
- прогнозирование изменения ПТ для принятия предупреждающих действий со стороны РЦК, экспертов;
- оценка объема инвестиций и их оптимизация для планирования мер финансовой поддержки со стороны региона, работ по привлечению инвесторов.
Для управления процессами преобразований на уровне предприятий применяются:
- инструменты для комплексной оценки текущего состояния не только производственной системы, но и систем управления персоналом, разработки и продвижения продуктов/услуг, стратегического менеджмента и системы управления в целом;
- данные для бенчмаркинга с предприятиями региона, отрасли, лучшими в рамках национального проекта и др.;
- моделирование роста (улучшения показателей деятельности) в зависимости от содержания программы проектов роста;
- оптимизация инвестиционного портфеля с учетом инвестиций в развитие персонала, системы менеджмента и других факторов, обеспечивающих рост эффективности;
- консалтинговая поддержка (в т.ч. дистанционная) при разработке целей по росту, формировании программы проектов на основе результатов комплексной оценки и бенчмаркинга;
- рекомендации по направлениям программы проектов роста.
На рис. 4 показаны примеры информации и аналитики, предоставляемых СМАПТ. Основные функции СМАПТ как на уровне региона, так и на уровне отдельных предприятий представлены на рис. 5.
а
б
Рис. 4. Информация о ходе реализации проектов по повышению производительности труда, подготовленная с помощью региональной информационной системы СМАПТ (а, б)
Рис. 5. Схема управления производительностью труда (ПТ) на основе СМАПТ
В настоящее время проводится апробация СМАПТверсии 1.2 на обоих уровнях. Дальнейшее развитие системы управления производительностью труда с использованием СМАПТ предполагает, в частности, интеграцию с платформой «производительность.рф», расширение функционала на уровне предприятия, детализацию модели оценки факторов роста. В 2021—2022 гг. предстоит большая работа:
- по расширению группы предприятий — участников СМАПТ;
- по обновлению соглашений для обмена информацией между участниками регионального проекта;
- по усилению роли РЦК;
- по сопровождению предприятий при разработке и реализации ими стратегий роста;
- по сбору и анализу данных для формирования оптимального комплекса инвестиционных мер поддержки.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Как показывает опыт Нижегородской области, управление ПТ на уровне региона требует уточнения ряда задач и соответствующих методик. Это связано, прежде всего, с интеграцией целей национального проекта по увеличению ПТ с другими задачами региона, важнейшими из которых являются экономическое развитие и повышение конкурентоспособности предприятий, а также рост экономики региона в целом.
Очень мощным инструментом решения этих задач становятся информационно-аналитические (экспертные) системы, позволяющие на основе современных IT-технологий, в том числе с использованием возможностей Интернета, вести в онлайн-режиме мониторинг достижения целей проекта по всей совокупности предприятий, осуществлять анализ возможностей роста, выявлять причины недостижения целей, осуществлять подготовку управленческих решений и рекомендаций.
Использование финансово-экономических моделей для оптимизации инвестиций позволяет принципиально ускорять развитие как отдельных предприятий, так и целых отраслей, вовлеченных в национальный проект.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. Грачев А.Н., Касторская Л.В., Рыжков М.Б. Рост производительности труда на предприятиях: опыт участия в национальном проекте // Методы менеджмента качества. — 2020. — № 2. — С. 34—39.