Система мобильных эпидемиологических госпиталей быстрого реагирования
Менеджмент качества в медицине / 03 2020

В.Н. Сорокин, В.А. Лапидус, А.Ю. Фоменко, Н.Е. Саунин, М.А. Щербаков, Д.А. Кузин, М.И. Розно, В.О. Щербинин

Картинка 1

Описывается решение, позволяющее отреагировать на зарождение эпидемии в течение первых суток – система мобильных эпидемиологических госпиталей быстрого реагирования (МЭГБР). Основная задача системы МЭГБР – переключить на себя поток инфицированных пациентов, не допустить развитие эпидемии и перегрузки медицинских организаций системы здравоохранения и поддержать ее, пока будут развернуты быстровозводимые госпитали МЧС и Минобороны. Мобильность системы обеспечивается ее базированием на колесных машинах, что позволяет организовать работу даже на неподготовленных площадках, а после окончания оперативно передислоцировать к другому очагу инфекции.

pdfСкачать статью целиком

С ЧЕМ СТОЛКНУЛОСЬ ЧЕЛОВЕЧЕСТВО?

8 декабря 2019 года в Китае началась эпидемия коронавируса COVID-19, которая быстро перешагнула границы страны. 12 марта Всемирная организация здравоохранения объявила, что ситуация достигла масштаба пандемии. За несколько месяцев жизнь людей во всем мире изменилась. Человечество столкнулось с угрозой, о которой было известно слишком мало и не было средств, которые помогли бы ее предотвратить.

Авторы изучили пространственно-временной характер пандемии [1] и сделали заключение: эффективность борьбы с эпидемией и увеличение количества инфицированных пациентов напрямую зависит от скорости реакции на заболевание в первые дни его появления. Промедление приводит к тому, что очаг инфекции может распространиться на огромные территории – города и области.

Для немедленной реакции на появление новой инфекции необходимо в считанные дни привести в действие мобильные системы быстрого реагирования, которые направляются к выявленным очагам заболевания и переводят поток инфицированных пациентов на себя, не допуская их поступления в существующие медицинские стационары. В ином случае пропускная способность существующих инфекционных стационаров системы здравоохранения будет превышена, и они сами станут очагами распространения инфекции – возникнет коллапс системы здравоохранения.

КАК ПРОТЕКАЕТ ЭПИДЕМИЯ

Для эпидемий характерны следующие особенности:

  1. Внезапное возникновение инфекционного заболевания.
  2. Волновой характер его распространения (волн может быть несколько).
  3. Распределенность по территории и по времени (заболевание возникает в разных очагах в разное время и с разной интенсивностью).

Модель жизненного цикла эпидемии представлена на рис. 1.

Рис.1 Модель жц эпидемии 2020 03

Рисунок 1. Модель жизненного цикла эпидемии

Запаздывание реакции на возникновение эпидемии может привести к следующим последствиям:

  • к взрывному росту количества инфицированных граждан;
  • введению противоэпидемических ограничительных мер;
  • сокращению производственной деятельности;
  • массовому строительству быстровозводимых госпиталей.

Кроме того, эпидемии угрожают невосполнимыми людскими потерями, а также наносят существенный урон экономике страны. По заявлению министра экономического развития Российской Федерации Максима Решетникова от 24.04.2020, потери экономики от нового коронавируса на тот момент составляли 100 млрд руб. в день [2].

СТРАТЕГИИ РЕАГИРОВАНИЯ

Анализ подхода разных стран к борьбе с эпидемией COVID-19 позволяет выделить две стратегии.

Китайская стратегия. Китай первым столкнулся с новым коронавирусом и первым отреагировал на распространение заболевания. Действия китайских властей были решительными, жесткими и быстрыми.

Для этой стратегии характерны:

  • тотальная изоляция граждан;
  • приостановка работы предприятий;
  • массовое строительство временных быстровозводимых госпиталей.

Также была оказана существенная поддержка национальной системе здравоохранения.

С точки зрения экономики это очень дорогостоящий проект: многие предприятия прекратили свою деятельность, особенно пострадали компании малого и среднего бизнеса. Возведенные временные госпитали после завершения эпидемии остались невостребованными, и эта проблема требует решения. Например, в китайском городе Ухань 2 февраля был открыт госпиталь, построенный в рекордные 10 дней, вслед за ним были введены в строй еще 14 госпиталей, оборудованных на стадионах и в выставочных центрах, но уже 10 марта все эти временные стационары были закрыты из-за резкого сокращения количества пациентов [3].

Несмотря на эти издержки, многие страны пошли тем же путем. 

Шведская стратегия. В Швеции было принято решение не использовать жесткие ограничительные меры. Предприятия продолжили работу, места массового скопления людей не закрывались, режим изоляции не вводился, то есть сохранился привычный образ жизни населения.

Это опасная стратегия: в случае эпидемии более опасной инфекции ее последствия могут быть самыми трагичными.

КАК СПАСТИ ЛЮДЕЙ И СОХРАНИТЬ ЭКОНОМИКУ

Чтобы обеспечить безопасность граждан и сохранить национальную экономику страны, нужно следовать следующим принципам.

Принцип № 1. Молниеносная реакция на возникновение очага инфекции. При поступлении сигнала о начале эпидемии должно пройти всего несколько часов, чтобы началась реализация системы оказания медицинской помощи, включающей изоляцию инфицированных пациентов, их диагностику и лечение. 

Принцип № 2. Тотальная изоляция оказавшихся в зоне риска граждан до проведения и получения результатов тестов. Необходимо изолировать всех людей, подозреваемых в контактах с инфицированными пациентами, – это предотвратит лавинообразное распространение заболевания.

Принцип № 3. Исключение поступления инфицированных пациентов в медицинские организации системы здравоохранения. Уже в первые дни возникновения эпидемии в медицинские стационары не должны поступать инфицированные пациенты, чтобы клиники не превращались в очаги распространения инфекционных заболеваний.

Эти принципы помогут в борьбе с эпидемией куда более опасного заболевания, чем COVID-19!

Контагиозность COVID-19 составляет 2-3,1 человека. Для сравнения: контагиозность кори – 11- 18 человек. Летальность COVID-19 составляет 3,6%. У лихорадки Эболы этот показатель равен 50% [4]. Система здравоохранения нуждается в решении, способном предотвратить распространение инфекционных заболеваний с высокими характеристиками летальности и контагиозности (рис. 2).

Рис.2 Сравнение уровней контагиозности и летальности вирусных заболеваний 2020 03

Рисунок 2. Сравнение уровней контагиозности и летальности вирусных заболеваний [4]

КАК ПОМОЧЬ ЗДРАВООХРАНЕНИЮ БОРОТЬСЯ С ЭПИДЕМИЯМИ

Стационарная система здравоохранения рассчитана на работу в условиях относительно стабильного спроса граждан на медицинские услуги. Соответственно, расчетная мощность медучреждений берется с небольшим превышением над уровнем потребности в обычной обстановке, когда нет эпидемии. У системы остается небольшой «страховой запас» мощности, позволяющий адаптироваться к небольшим изменениям спроса. Формирование больших запасов приводит к дополнительным расходам на систему здравоохранения, поэтому избыточность мощностей пытаются всяческим образом минимизировать.

Во время эпидемии происходит резкое волновое увеличение спроса граждан на медицинские услуги. Сбалансированная система здравоохранения не способна достаточно быстро среагировать на этот скачок. В результате медицинские учреждения неинфекционного профиля или их подразделения перепрофилируются на оказание помощи пациентам с вирусным заболеванием, что ставит по удар пациентов, которые должны получить плановую медпомощь, а также сотрудников медучреждений.

Если вовремя не выявить момент развития эпидемии и не отреагировать на нее, с высокой долей вероятности произойдет взрывной рост числа инфицированных и больных. Медучреждения при этом превращаются в дополнительные очаги распространения заболевания (рис. 3).

Рис.3 Модель движениянесортированных потоков пациентов ы условиях эпиденмии 2020 03

Рисунок 3. Модель движения несортированных потоков пациентов в условиях эпидемии

Рис.4 Модель потоков инфицированных пациентов с использованием временных стационаров 2020 03

Рисунок 4. Модель потоков инфицированных пациентов с использованием временных стационаров

Как уже было отмечено, многие страны мира пошли по пути строительства быстровозводимых временных стационаров, переоборудования больниц неинфекционного профиля и даже капитального строительства специализированных медучреждений. К сожалению, на это требуется слишком много времени.

Строительство быстровозводимого временного медицинского стационара занимает не менее 10 дней [5], и это рекорд Китая. В других странах этот срок может быть существенно больше. Переоборудование больниц, а также других площадок во временные стационары может занимать от двух недель до нескольких месяцев в зависимости от множества факторов, а между тем, повторим, счет идет если не на часы, то на дни (недели в условиях эпидемии –слишком большой срок). И напомним: после затухания эпидемии временные постройки могут оказаться не нужными и будут демонтированы, то есть обернутся убытками для экономики.

Капитальные здания медицинских организаций строятся с перспективой их использования в будущем, однако это самое затратное по времени решение. В России на такую работу уходит от 58 дней [6]. Как экстренная реакция на развитие эпидемии это не подходит.

Статья 2 Федерального закона от 21.11.2011 № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан Российской Федерации» [7] содержит определение: «качество медицинской помощи – совокупность характеристик, отражающих своевременность оказания медицинской помощи, правильность выбора методов профилактики, диагностики, лечения и реабилитации при оказании медицинской помощи, степень достижения запланированного результата».

Рассмотренные выше решения не в полной мере отвечают требованиям к своевременному оказанию медицинской помощи в условиях эпидемии, хотя именно это имеет особое значение для предотвращения распространения инфекционных заболеваний.

Авторы предложили дополнить систему здравоохранения решением, которое позволит отреагировать на зарождение эпидемии в течение первых суток – это система мобильных эпидемиологических госпиталей быстрого реагирования (МЭГБР).

СИСТЕМА МОБИЛЬНЫХ ЭПИДЕМИОЛОГИЧЕСКИХ ГОСПИТАЛЕЙ БЫСТРОГО РЕАГИРОВАНИЯ (МЭГБР)

Основная задача системы МЭГБР – переключить на себя поток инфицированных пациентов, не допустить развитие эпидемии и перегрузки медицинских организаций системы здравоохранения и поддержать ее, пока будут развернуты быстровозводимые госпитали МЧС и Минобороны.

При поступлении сигнала о возникновении очага эпидемии в непосредственной близости от него в течение суток должна быть развернута система МЭГБР.

Мобильность системы обеспечивается ее базированием на колесных машинах, что позволяет организовать работу даже на неподготовленных площадках, а после окончания оперативно передислоцировать к другому очагу инфекции.

Система МЭГБР не может заменить быстровозводимые временные медицинские стационары, но позволяет контролировать ситуацию до их готовности.

Задачи системы МЭГБР:

Локализация очагов распространения инфекции.

Массовый скрининг населения с целью выявления инфицированных и больных лиц.

Изоляция инфицированных и контактных лиц.

Транспортировка инфицированных и больных пациентов, а также контактных лиц в МЭГБР.

Оказание высококвалифицированной специализированной медицинской помощи пациентам в условиях мобильного эпидемиологического госпиталя (МЭГ).

Система МЭГБР должна напрямую подчиняться специализированным структурам системы здравоохранения для осуществления скоординированной работы с другими ее службами и, как следствие, обеспечения высокой реакции на распространение инфекции.

Для организации защитных мер при возникновении эпидемических и других угроз здоровью и жизни населения (например, в результате применения биологического, химического оружия) предлагается обеспечить системой МЭГБР каждый регион и крупные городские поселения, для которых характерно интенсивное перемещение и взаимодействие жителей, что способствует образованию очага распространения инфекции.

Особое внимание необходимо уделить отдаленным населенным пунктам, где, например, ведется добыча полезных ископаемых по вахтовому методу. На такой ограниченной территории люди проживают в условиях плотной заселенности, и организация экстренной эпидемиологической помощи здесь затруднена.

Совокупность элементов системы МЭГБР и возможность ее масштабирования на всю территорию страны способно обеспечить высокую скорость реакции на возможные угрозы.

СОСТАВ СИСТЕМЫ МЭГБР

В состав системы МЭГБР входят следующие элементы:

  1. Мобильная система ранней диагностики. Ее задача – проведение массового скрининга населения с целью выявления инфицированных пациентов и передача их системе транспортировки.
  2. Система транспортировки инфицированных пациентов в МЭГ системы МЭГБР. Эти системы способны отделить поток инфицированных пациентов от здоровых граждан, поскольку, как отмечалось, крайне важно минимизировать количество носителей инфекции, которые могут поступить на автомобиле неотложной или скорой медицинской помощи в медицинские организации системы здравоохранения, что угрожает заражением бригаде скорой помощи и другим ее пациентам.
  3. Мобильная система лечения на базе МЭГ – ядро системы МЭГБР. Эти госпитали должны быть развернуты в непосредственной близости от очага распространения инфекции. Здесь в условиях изоляции пациентам оказывается высококвалифицированная специализированная медицинская помощь.

Рис.5 Модель двитжения потоков 2020 03

Рисунок 5. Модель движения потоков инфицированных пациентов с применением системы МЭГБР

Палаты МЭГ для инфекционных больных должны быть оснащены необходимым медицинским оборудованием, которое позволяет наблюдать за состоянием пациентов, поддерживать жизненно важные функции организма, а также проводить реанимационные мероприятия.

В целях создания комфортных условий для длительного пребывания пациентов в ограниченном пространстве им должны быть доступны средства коммуникации (телевидение, Wi-Fi) и мини-тренажеры.

У некоторых пациентов может возникнуть потребность в медицинской помощи, не связанной с инфекционным заболеванием, к примеру в срочном выполнении аппендэктомии. Для этого МЭГ должны иметь мобильные кабинеты врачей-специалистов, оборудованный хирургический кабинет, кабинеты рентгенографии, компьютерной томографии, УЗИдиагностики и другие. Такие кабинеты могут базироваться на грузовых шасси или быть выполнены в виде автобусов-микробольниц, что исключит необходимость транспортировки пациентов в стационарные специализированные медучреждения и устранит угрозу распространения инфекционного заражения. 

Каждая палата должна иметь независимую систему вентиляции воздуха, а доступ в в нее – организован через шлюз. Это относится и к работе автобусов-микробольниц, которые могут пристыковываться к палате для доступа к пациенту.

Система управления позволяет своевременно принимать решения о развертывании системы МЭГБР и эффективно распределять ресурсы между очагами инфекции. Для точности и глубины прогноза распространения эпидемии система управления должна основываться на мощной информационной системе с использованием искусственного интеллекта.

МОДУЛЬНОСТЬ И ГИБКОСТЬ

Не исключено, что в будущем человечество столкнется с непредсказуемыми инфекциями, поэтому разрабатываемое решение должно быть универсальным, с использованием принципа модульности. Развертываемую группу МЭГ можно укомплектовать в зависимости от потребности: разным количеством и оснащением палат, врачебных кабинетов, автомобилей для транспортировки пациентов. Такой подход позволяет регулировать мощность МЭГ и эффективно распределять ресурсы между очагами заражения.

По модульному принципу проектируются также мобильные палаты и специализированные кабинеты, что позволяет учесть особенности заболевания конкретного пациента.

Разумеется, все это требует соответствующей организации работ по производству специализированного автомобильного транспорта, медицинского и другого оборудования.

Рис.6 Модель совместной работы 2020 03

Рисунок 6. Модель совместной работы существующей системы здравоохранения, системы МЭГБР и быстровозводимых временных стационаров в период эпидемии

ЧТО НЕОБХОДИМО ДЛЯ РАБОТЫ СИСТЕМЫ МЭГБР

Для организации работы системы МЭГБР необходимо:

1. Подготовить площадку для размещения МЭГ с подключением к электро- и водоснабжению и канализации. Такой площадкой могут быть стадионы, автодромы, тренировочные площадки автошкол, аэродромы. Предполагается, что система МЭГБР будет иметь возможность развертываться на неподготовленных площадях, в том числе на пересеченной местности. Для этого в распоряжении мобильной группы будут передвижные электрогенераторы, средства организации водоснабжения и т. п.

2. Подготовить достаточное количество квалифицированных кадров, готовых немедленно начать действовать в очаге развития инфекции.

3. Регулярно проводить симуляционное обучение персонала МЭГБР.

4. Для эффективного взаимодействия производителей системы МЭГБР и ее компонентов разработать и ввести в действие соответствующие стандарты.

5. Создать и утвердить отраслевую и локальную документацию МЭГБР по обеспечению качества и безопасности медицинской деятельности мобильного эпидемиологического госпиталя, разработать алгоритмы действий персонала.

РАБОТА В МЕЖЭПИДЕМИЧЕСКИЙ ПЕРИОД

Преимущество системы МЭГБР заключается в том, что ее можно эффективно использовать в межэпидемический период:

  • для участия в реализации федеральных и региональных программ Минздрава России по борьбе с пульмонологическими, онкологическими, сердечно-сосудистыми и другими заболеваниями;
  • обеспечения жителей отдаленных населенных пунктов высококвалифицированной специализированной медицинской помощью.

За счет модульности и мобильности системы население своевременно получит необходимую медицинскую помощь надлежащего качества и объема по месту жительства, где ранее такая помощь была недоступна.

МЕЖОТРАСЛЕВОЙ ПОДХОД К СОЗДАНИЮ СИСТЕМЫ МЭГБР И СОЗДАНИЕ НИЖЕГОРОДСКОГО НАУЧНОПРОИЗВОДСТВЕННОГО КЛАСТЕРА

Создание системы МЭГБР потребует совместных сосредоточенных усилий предприятий:

  • фармацевтической и медицинской промышленности;
  • химико-технологического комплекса;
  • автомобильной промышленности и транспортного машиностроения;
  • легкой промышленности;
  • радиолектронной промышленности;
  • металлургической промышленности;

Также эта инновация согласуется с инициативами национальных проектов:

  • «Здравоохранение»;
  • «Повышение производительности труда и поддержка занятости»;
  • «Малое и среднее предпринимательство и поддержка индивидуальной предпринимательской инициативы»;
  • «Наука»;
  • «Образование»;
  • «Международная кооперация и экспорт».

Тесная кооперация предприятий разных отраслей экономики может стать импульсом создания в Нижегородской области научно-производственного кластера. В этом регионе располагаются промышленные предприятия и научно-исследовательские институты, обладающие опытом разработки и производства основных компонентов системы МЭГБР. Создание кластера позволит выстроить эффективную систему взаимодействия науки и производства, что необходимо не только для построения системы МЭГБР, но и для реализации других инновационных проектов, будет способствовать повышению уровня производительности и, соответственно, развитию экономики Нижегородской области.

Кластер обеспечит мобилизационную мощность для масштабирования системы МЭГБР в случае превышения прогнозируемого уровня эпидемической угрозы и экстренный ответ не только на ее охват, но и на характер путем разработки новых медицинских и инженернотехнических решений.

ВЫВОДЫ

Создание системы МЭГБР обеспечивает быстрое реагирование на распространение вирусного заболевания на стадии формирования очага заражения и способно вызвать положительные эффекты в различных областях экономики и социальной сферы.

1. Медицинский эффект. Развертывание системы МЭГБР на начальной стадии эпидемии позволит:

  • не допустить перегрузки общей системы здравоохранения;
  • снизить потери среди пациентов и медперсонала;
  • сохранить обслуживание плановых пациентов;
  • убрать необходимость перепрофилирования медучреждений.

2. Социальный эффект. Использование системы МЭГБР снизит воздействие на общество негативных психологических последствий режима изоляции и резкого изменения привычного образа жизни.

3. Экономический эффект. Система МЭГБР поможет предотвратить экономические потери, связанные с самоизоляцией населения, приостановкой работы предприятий, массовым строительством временных стационаров и с другими действиями по борьбе с эпидемией.

Помимо этого система МЭГБР или отдельные ее компоненты могут экспортироваться в другие страны с целью оказания помощи по предотвращению распространения эпидемии или  экстренного реагирования на нее.

4. Научно-технический эффект. Создание системы МЭГБР станет стимулом для разработки новой высокотехнологичной инновационной продукции – приборов, автомобилей, средств коммуникации и т. п. – и основой мультипликативного синергетического эффекта.

Оснащение каждого региона России системой МЭГБР обеспечит готовность к борьбе с эпидемической угрозой и позволит снизить человеческие и экономические потери, поддержать работоспособность медучреждений, производственных и торговых предприятий, всей инфраструктуры и, что не менее важно, сохранить привычный образ жизни населения.

 

За помощь в подготовке статьи авторы выражают благодарность:

  • Татьяне Брескиной, профессору ГБОУ ДПО РМАНПО Минздрава России, эксперту премий Правительства Российской Федерации в области качества, д-ру мед. наук;
  • Игорю Иванову, генеральному директору ФГБУ «Национальный институт качества» Росздравнадзора, канд. мед. наук;
  • Максиму Черкасову, министру промышленности, торговли и предпринимательства Нижегородской области.

ИСТОЧНИКИ

1. Countries beating Covid-19 [Электронный ресурс] // EndCoronavirus.org. URL: https://www.
endcoronavirus.org/countries.

2. Решетников оценил ежедневные потери экономики от коронавируса в 100 млрд руб. [Электронный ресурс] // Interfax.ru. 2020. 24 апреля. URL: https://www.interfax.ru/russia/705949.

3. All 16 temporary hospitals in Wuhan closed — Xinhua [Электронный ресурс] // English.news.cn. 2020. March, 10. URL: http://www.xinhuanet.com/english/2020-03/10/c_138863160.htm.

4. Насколько опасен коронавирус: заразность, летальность и группы риска [Электронный ресурс] // РИА «Новости». 2020. 19 марта. URL: https://ria.ru/20200319/1568742369.html.

5. Федеральный проект «бережливая поликлиника». Применение методов бережливого производства в медицинских организациях. Открытие проектов по улучшениям. Методические рекомендации Минздрава России от 1 января 2017 г. [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/561183958.

6. В Ухане за 10 дней построили госпиталь для больных коронавирусом [Электронный ресурс] // РБК. 2020. 2 февраля. URL: https://www.rbc.ru/rbcfreenews/5e36c9de9a79471f7b3b6fe8.

7. По всей стране Минобороны в сжатые сроки возводит госпитали для лечения больных коронавирусом [Электронный ресурс] // Новости. Первый канал. 2020. 30 апреля. URL: https://www.1tv.ru/news/2020-04-30/384985-po_vsey_strane_minoborony_v_szhatye_sroki_vozvodit_gospitali_dlya_lecheniya_bolnyh_koronavirusom.

8. Федеральный закон от 21.11.2011 № 323-ФЗ (в ред. от 08.06.2020) «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» [Электронный ресурс] // Кодекс. URL: http://docs.cntd.ru/document/902312609