С.Н. Остапенко, В.А. Лапидус, Д.И. Цвиркунов, Д.А. Кожехов
В предыдущих статьях данного цикла [1, 2] мы говорили о влиянии роста скорости изме- нения контекста (внешней и внутренней среды организации) на жизненный цикл продукции (ЖЦП), экспоненциальном характере развития контекста и механизмах синхронизации ЖЦП с контекстом. Развитие информационных технологий как важнейший элемент контекста оказывает существенное влияние на все стадии ЖЦП, особенно на проектирование.
В настоящей статье будет рассмотрен подход к управлению ЖЦП, который основывается на идеях, изложенных в предыдущих публикациях данного цикла. В первую очередь это идея ориентации на изменяющуюся ценность продукта, которую хочет получить потребитель (т. е. возможность пересмотра требований к продукции), вместо принуждения исполнителя1 к реализации требований, зафиксированных внешним или внутренним (например, отделом маркетинга) заказчиком на входе в ЖЦП. Подход получил название бережливый жизненный цикл (БЖЦ). Важно подчеркнуть, что в данной статье мы будем говорить о ЖЦП только гражданской продукции, реализую щейся в конкурентной рыночной среде, и не затронем продукцию военного назначения.
Требования клиента изменяются под влиянием контекста. Чтобы изготовить продукт, отвечающий реальным запросам потребителя, важно оперативно реагировать на изменение контекста, что невозможно сделать в рамках парадигмы взаимной нелояльности исполнителей и заказчиков. Особенно это касается продукции с длительным сроком проектирования и производства, поэтому в рамках реализации БЖЦ во главу угла ставится принцип ориентации на ценность для потребителя.
В литературе существует множество подходов к пониманию ценности. Остановимся на толкованиях, применяемых в менеджменте.
Наиболее инструментальное понимание ценности приводят М. Ротер и Дж. Шук [3], говоря о потоке создания ценности. Они делают упор на то, что ценность — это одновре менно и некий необходимый потребителю продукт, и то, что нужно конечному или внутреннему потребителю. По их мнению, сотрудники компании должны стремиться выполнять только те действия, которые позволяют обеспечить своего дальнейшего потребителя ценностью. Остальные действия считаются потерями. Такая трактовка позволяет ставить задачи улучшения потока создания ценности в целом и его отдельных процессов путем идентификации семи видов потерь, например путем построения карты потока создания ценности, и их устранения с помощью инструментов бережливого производства.
Дж. Вумек и Д. Джонс определяют ценность как «субъективное ощущение потребителя от того, что нужная ему вещь (услуга) доставлена (оказана) в нужное время и в нужном месте» [4]. Данное определение не ограничивается только продуктами или услугами, а указывает на весь комплекс того, что ценно для клиента, что коррелирует с определения ми толковых словарей [5, 6], где «ценность» интер претируется как:
- объект, имеющий цену;
- цена или стоимость сами по себе;
- субъективная характеристика важности чего-ли бо.
В иллюстрированном глоссарии по бережливому производству ценность трактуется как «полезность, присущая продукту с точки зрения клиента и находящая отражение в цене продаж и рыночном спросе» [7].
Таким образом, ценность понимается в первую очередь как характеристика продукта, определяющая его рыночные свойства.
ЦЕННОСТИ И КАЧЕСТВО В ЖЦП
В отношениях поставщиков и потребителей, заказчиков и исполнителей ценность является основным понятием, на базе анализа которого формируются требуемое качество и желаемая цена. При составлении контракта параметры качества рассматриваются как обязательства поставщика. В постконтрактных отношениях качество — это мера исполнения контрактных обязательств (наряду со сроками) и основа при анализе претензий потребителей, т. е. базис регулирования отношений. В ходе реализации контракта, при использовании продукта/услуги, а также при его сравнении с конкурентными предложениями потребители соотносят меру полученной от поставщика ценности с заплаченной ценой. Как правило, поставщики на этапах проектирования продуктов рассматривают многовариантные модели, ори е нтированные на разные группы потребителей по ценовым нишам и характеристикам качества, как, например, делают автопроизводители, выпуская продукцию с разными характеристиками, функциями и стоимостью для разных групп покупателей.
Итак, ценность — это в первую очередь восприятие вещей и процессов людьми, а оно может быть субъективно и иррационально. Данная категория определяет выбор продукта (покупку) в свободных отношениях. Однако выбор формирует обязательства и ответственности сторон — поставщиков и потребителей и, следовательно, договоры как формы регулирования отношений. Качество продукта становится основой отношений, связанных договорами, где на входе — информация в виде требований к продукту, на выходе — сведения о фактических характеристиках продукта, а качество трактуется как степень (мера) их соответствия.
Например, выбор между одноразовой посудой и керамической потребитель будет делать на основе той ценности, которую принесет продукт под влиянием контекста, допустим, предполагаемых условий эксплуатации. Определившись с этими характеристиками, потребитель будет думать о качестве.
Характеристики качества продукта определяют для потребителей цену как обменную ценность, которую он готов заплатить (обменять) поставщику. Однако на рынке присутствует множество потребителей и их потенциаль ные цены могут быть как выше, так и ниже. Поставщик обязан всем покупателям за одинаковое качество предложить одинаковую цену, понимая, что, назначая высокую цену, он отрезает определенную группу не готовых платить больше, а из-за низкой цены не получает деньги от тех, кто мог бы заплатить больше. Это показано на рисунке.
Оптимальную цену поставщик определяет как максимум маржинальной прибыли с объе ма продаж. Таким образом, цена — это минимальная одинаковая обменная ценность для группы потребителей при одинаковом качестве. В силу того, что рыночная цена вынуж денно ориентирована на нижнюю границу ценности целевой группы потребителей и тем самым приводит к потерям производителей, последние стремятся к индивидуализации предложений по качеству и цене для отдельных потребителей и/или малых целевых групп, делая им индивидуальные предложения через различные опции по функциям и по соответствующим ценам. В современных рыночных отношениях довольно четко различаются биржевые товары, обезличенные по потребителям, и брендовые продукты, кастомизированные под группы потребителей, объединяемые на основе близких ценностей и получающих соответствующие предложения по качеству и цене. Наиболее ярко эта модель представлена на автомобильном рынке, также отчетливо видна на рынке авиационной техники. Важно отметить, что ценность является быстро меняю щейся характеристикой как функция конкуренции, новых знаний и технологий, возможностей и потребностей, которые тоже не стоят на месте. Управление качеством становится динамической задачей, сильно зависящей от рыночного контекста, что требует уточнения многих понятий. В частности, следует различать качество для предконтрактных, контрактных и постконтрактных отношений, как это предлагает, например, Н. Кано: качество для продаж и качество для потерь.
Рисунок. Модель формирования рыночной цены на основе функции распределения
П р и м е ч а н и е. Больше всего можно заработать на продукте 1, далее — на 2, меньше — на 3.
КОНЦЕПЦИЯ БЖЦ
В рамках БЖЦ понятие ценности распространяется на весь ЖЦП. На этапе проектирования продукции, процессов и производственных систем закладываются ключевые решения, во многом определяющие ценность продукта для конечного потребителя. Однако это не означает, что проектирование происходит изолировано от последующих стадий ЖЦП. Напротив, БЖЦ предполагает наличие прочных обратных связей на всех этапах ЖЦП для:
- адаптации под изменяющиеся запросы потребителя;
- устранения неточностей и ошибок, выявленных на последующих стадиях ЖЦП.
БЖЦ — концепция, в рамках которой ЖЦП рассматривается как система процессов, владельцы которых создают, передают и обмениваются ценностями, образующими поток их (ценностей) движения от зарождения концепций через проектирование, разработку, производство, эксплуатацию и потребление к утилизации.
Ценности в начале ЖЦП возникают как знания и информация, проходящие путь от концепции к заданию (инструктивной информации). Результаты проектирования преобразуются в материальные потоки ценностей, а после их потребления остаточные продукты — носители ценностей подлежат утилизации, т. е. превращению в состояние органичного с природой и цивилизацией первичного материала.
Термин «бережливый» в БЖЦ подчеркивает:
- процессный характер организации и управления работами;
- организацию и управление процессами как потоком, создающим ценность;
- максимальное исключение потерь ресурсов и ценностей при взаимодействии процессов, в том числе перепроизводство и избыточные ресурсы и активы;
- гибкую организацию использования ресурсов и активов, согласованную с запросами потребителей в ЖЦП (с потоками заказов);
- устранение потерь, возникающих внутри этапов проектирования и между проектированием и производством, обусловленных «языковыми» проблемами. Языки маркетологов, проектировщиков и производственников требуют перевода.
БЖЦ направлен на сокращение времени и затрат на инвестиционных стадиях ЖЦП (исследование и разработка) и увеличение продолжительности и доходности стадий возврата инвестиций (производство и эксплуатация). В БЖЦ решение вопросов качества, стоимости, временных циклов переносится на ранние стадии ЖЦП, где осуществляется работа со знаниями и информацией. Эксперименты на информационных моделях быстрее и дешевле реальных испытаний.
Таким образом, основой БЖЦ являются:
- ценностная ориентация,
- процессный подход.
БЖЦ направлен на ускорение процессов ЖЦП, усиление роли информации и знаний на всех его стадиях, но в первую очередь — на стадии проектирования, где ведется работа с информацией, оптимизирующая распределение инвестиций по ЖЦП.
ПРОЦЕССНЫЙ ПОДХОД В БЖЦ
При реализации БЖЦ подразумевается инте грация процессов по «входу-выходу». Другими словами, поставка на следующий процесс всегда должна осуществляться в нужное время, в нужное место, быть нужного качества и в нужном количестве. Причем это касается не только производственных, но и информационных процессов. Более того, на наш взгляд, необходимо говорить о «переходных процессах», т. е. таких процессах, при которых происходит передача поставщиком какой-либо информации внутреннему потребителю. Потребитель информации должен ее «прочитать» и «правильно понять». Последнее заключается в том, что потребитель информации понимает:
- в чем суть отправленной ему информации, так как она закодирована на доступном ему языке, например в виде конструкторской (КД) или технологической документации (ТД), инструкций и т. п., не является излишней или недостаточной и т. д.;
- как ее применить;
- как превратить ее во что-то другое на выходе своего процесса.
Процессы понимания требуют диалога. Он предусматривает взаимодействие с помощью обратных связей и возможность изменения содержания полученной информации. Например, в результате проведения MSA (Measurement Sys tem Analysis — анализ измерительных систем) может выясниться, что заложенные в КД допуски невозможно обеспечить на производстве из-за несоответствия измерительной системы. В этом случае необходимо изменить допуски, т. е. вернуться к стадии проектирования. В рамках БЖЦ стадии ЖЦП реализуются не строго последовательно и изолированно друг от друга.
Таким образом, переходный процесс можно сравнить с передачей эстафетной палочки, когда от спортсменов требуется организованность, общая договоренность о моменте передачи, синхронизация действий, шагов, движений, скорости, а также точное понимание техники передачи (как нужно вытянуть руку и т. д.), чтобы без потери времени забрать палочку у партнера.
ПОТЕРИ В ИНФОРМАЦИОННЫХ ПРОЦЕССАХ
Существует подход к определению потерь на стадии разработки, который механически переносит классические семь видов потерь, выделенных Т. Оно [8], в офисные процессы. Конечно, простои, лишние перемещения и т. д. существуют и в процессах, связанных с обработкой информации. Их устранение, несомненно, улучшит процессы разработки. Однако, на наш взгляд, проектирование принципиально отличается от производства тем, что содержит в себе б льшую творческую составляющую, которую трудно разбить на стандартизованные операции и написать по ним подробные инструкции. Соответственно, классического (производственного) понимания потерь на стадиях ЖЦП, связанных с проектированием, недостаточно.
Необходимо выделить особый вид потерь, назовем его «языковые потери». Они связаны с передачей и обменом информацией, ее «кодированием» (например, в виде технологической документации) и «декодированием» (например, разработка на основе технологической документации инструкций для работников). Языковые потери обусловлены различиями в знаниях, компетенциях, опыте и т. д. между потребителем и поставщиком информации. Например, язык технолога отличается от языка конструктора, язык рабочего отличается от языка технолога. Одну и ту же информацию они могут закодировать настолько поразному, что не поймут друг друга.
Сегодня для решения этой проблемы зачастую на производственных предприятиях создаются конструкторские отделы, которые «дорабатывают» документацию, полученную от разработчика (например, конструкторского бюро) до такого состояния, с которым смогут работать специалисты на предприятии. Особенно подобная практика распространена при изготовлении сложной продукции с длительным ЖЦП. С одной стороны, данный подход позволяет адаптировать КД и ТД под технологические и производственные возможности конкретного завода-исполнителя. С другой стороны, все это можно было учесть на этапе проектирования при условии тесного взаимодействия разработчика и завода-исполнителя. Поэтому в рамках БЖЦ ставится задача проектирования не только конструкции и технологии, но и производственной системы, в рамках которой будет осуществляться изготовление продукции.
Проектирование производственной системы должно включать:
- проектирование системы процессов, синхронизированных по периоду и фазе;
- построение тянущей системы управления (потоков заказов);
- выравнивание потоков ценностей;
- формирование системы обратной связи (PDCA).
Примером применения как процессного, так и ценностного подходов может служить бренд Lexus компании Toyota. Процесс создания автомобиля Lexus отличался тем, что был выделен инженер продукта, под руководством и контролем которого проходили все стадии ЖЦП, начиная с маркетинговых исследований и проектирования, заканчивая послепродажной деятельностью. Этот человек — И. Судзуки — один из самых авторитетных главных инженеров в истории компании. Он анализировал и занимался мониторингом всего ЖЦП как единого процесса, учитывая ожидания и предпочтения потребителей, а также внутренние возможности и ограничения компании [9].
В Советском Союзе также был опыт введения ответственности за весь ЖЦП. Она была возложена на генеральных конструкторов. Наделение главных конструкторов полномочиями и ответственностью за весь ЖЦП путем назначения их по факту генеральными директорами в свое время привело к значительному рывку. Однако происходило это при плановой экономике, в отсутствии рыночных отношений. В современных условиях подобная модель неприменима. Необходимость выделения «ответственного за весь ЖЦП» очевидна, но это должен быть не главный конструктор, маркетолог или технолог, а тот, кто смог бы объединить их усилия. Условно назовем его «главный инженер ЖЦП».
ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБСЛУЖИВАНИЕ, РЕМОНТЫ И МОДЕРНИЗАЦИЯ
Мы уже отмечали, что для синхронизации ЖЦП с изменениями контекста на стадии проектирования не обойтись без тесного взаимодействия заказчика и исполнителя для отслеживания и фиксирования изменений потребностей и ожиданий потребителя. Важно подчеркнуть, что синхронизация ЖЦП и контекста должна происходить не только на этапе разработки КД и ТД, но и на последующих стадиях ЖЦП за счет модернизации.
Например, в современной авиационной отрасли распространена практика модификаций в процессе ремонта старых самолетов. Другими словами, помимо регламентированных работ, таких как замена износившихся деталей и т. п., осуществляется доведение самолета до состояния, удовлетворяющего потребителя в условиях изменившегося контекста. Такие модификации могут затрагивать в первую очередь электронику, интерьер и т. д. К примеру, может проводиться замена оборудования не аналогичным, а более современным — с другими свойствами и характеристиками, что увеличивает ценность самолета для потребителя (можно сказать, что ремонт самолета превращается в его модификацию).
Подобное происходит из-за того, что ЖЦП оказывается длиннее, чем период, при котором изменения контекста приобретают устойчивый характер. В связи с этим в рамках реализации БЖЦ необходимо закладывать ремонты не только для устранения ошибок, совершенных на предыдущих стадиях ЖЦП, и замены износившихся деталей и узлов аналогами, но и с целью «догонять» контекст. Иными словами, модернизация продукта должна быть заранее заложена в проект, заблаговременно предусмотрены ресурсы для модернизации и т. д. В таком случае модернизация будет одним из инструментов синхронизации ЖЦП и контекста.
Наиболее широко подобный подход сегодня применяется на рынке программных продуктов. Уже после их выхода на рынок в них могут вноситься многочисленные изменения, определяемые не только недочетами на этапе разработки, но и в первую очередь изменения ми контекста.
ИНСТРУМЕНТЫ БЖЦ
Следует отметить, что некоторыми отличительной чертой деятельности в рамках концепции БЖЦ можно назвать применение методов, инструментов и подходов бережливого производства, адаптированных под различные стадии жизненного цикла:
- принцип «точно вовремя» при передаче информации. Данные нужного содержания с одного процесса должны быть доставлены точно вовремя в нужное место;
- инструменты перевода информации с языка поставщика информации на язык ее потребителя. Например, QFD (Quality Function Deployment — развертывание функций качества) — экспертный метод, позволяющий перевести требования потребителя на язык конструктора;
- использование «быстрой переналадки» в области компетенций и знаний. В рамках концепции БЖЦ сотрудникам организации следует быть многофункциональными, уметь перестроиться на отличающуюся от их привычной деятельности область работы, т. е. иметь навыки из различных профессиональных сфер для работы в многофункциональных командах;
- аналог системы 5S в информационных процессах, где уборка — это суммирование того, что сделано за период времени и сортировка по степени готовности, например: — ненужные результаты (в корзину); — ценные, но ненужные в данный момент результаты; — материалы, готовые для отправки, печати;
- технологии гибкого проектирования и разработки, такие как Agile для решения проблемы соответствия контексту.
- инструменты маркетинга для постоянного прогнозирования контекста. Контекст изменяется с большой скоростью, поэтому необходимо непрерывно его анализировать, чтобы адаптировать продукт под изменяющиеся в связи с этим потребности потребителя.
РЕЗЮМЕ
Среди возможных результатов применения концепции БЖЦ можно выделить устранение потерь на всех стадиях ЖЦП за счет реализации адаптированных к различным этапам ЖЦП инструментов и методов бережливого производства, сокращение продолжительности стадий ЖЦП (особенно стадий, связанных с разработкой) за счет устранения потерь, в том числе информационных, что может привести к более быстрому выводу на рынок продукции с соответствующими контексту характеристиками при минимальных затратах.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Лапидус В.А., Цвиркунов Д.И. Лик информационной эпохи // Методы менеджмента качества. — 2017. — № 8. — С. 10–16.
2. Лапидус В.А., Цвиркунов Д.А., Мальцева М.Н., Кожехов Д.А. Влияние изменения контекста на систему управления жизненным циклом продукции // Методы менеджмента качества. – 2017. — № 9. — С. 12–20.
3. Ротер М., Шук Дж. Учитесь видеть бизнес-процессы. Построения карт потоков создания ценности. — 5-е изд. — М.: Альпина Паблишер, 2017.
4. Вумек Дж., Джонс Д. Бережливое производство: Как избавиться от потерь и добиться процветания вашей компании / Джеймс Вумек, Дэниел Джонс;. — 11-е изд. — М: Альпина Паблишер, 2017.
5. Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка, 2014. — 300 с.
6. Ушаков Д.Н. Большой толковый словарь русского языка, 2010.
7. Иллюстрированный глоссарий по бережливому производству / Под ред. Ч. Марчвински и Дж. Шука — М.: Альпина Бизнес Букс, 2005.
8. Оно Т. Производственная система Тойоты. Уходя от массового производства / Перевод с англ. А. Грязновой, А. Тягловой / 4-е изд. - М.. — 2-е изд. — М.: ИКСИ, 2006.
9. Лайкер Дж. Дао Toyota: 14 принципов менеджмента ведущих компаний мира. — М.: Издат. группа «Точка», 2017.