Новые ссылочные руководства AIAG: "Перспективное планирование качества продукции" (APQP) и "План управления"
Методы менеджмента качества/02 2024

В.В. Шашков, М.И. Розно, Г.А. Тюленева

Oblozka APQP3 02 2024

В марте 2024 г. ожидается выход новых ссылочных руководств AIAG13-го издания руководства APQP («Перспективное планирование качества продукции») [1] и 1-го издания руководства Control Plan («План управления») [2]. Теперь это будут два отдельных документа, которые заменят предыдущую версию APQP, включавшую в себя «План управления» [3]. Противоречий между 2-м изданием APQP и новыми руководствами нет. Тем не менее не следует упускать из виду существенные улучшения, содержащиеся в новых ссылочных руководствах AIAG. В предлагаемой статье представлен краткий обзор таких улучшений2.

pdfСкачать статью целиком

 ЧТО ПРЕДСТАВЛЯЕТ СОБОЙ МЕТОДОЛОГИЯ APQP?

APQP (Advanced Product Quality Planning) — методология обеспечения соответствия разработки и последующего производства продукции требованиям и ожиданиям потребителей. Ее основная цель — стимулировать постоянное совершенствование по следующим направлениям:

1. Обеспечение высокого качества продукции с самого начала серийного производства. Тщательная оценка рисков в APQP, анализ видов и последствий отказов (FMEA) продукта и процесса, планы управления и необходимые испытания позволяют предотвратить множество проблем с качеством еще до начала серийного (массового) производства.

2. Повышение удовлетворенности потребителей. Улучшение качества продукции/услуг обеспечивает более высокую степень удовлетворенности потребителей. В свою очередь, это ведет к повышению конкурентоспособности продукции/услуг, позволяя занять их производителю стабильное место на отраслевом рынке.

3. Повышение эффективности бизнеса. Проблемы с качеством в процессе разработки увеличивают время вывода продукции на рынок, а проблемы на стадии производства снижают эффективность. APQP обеспечивает надежную основу для раннего выявления и устранения этих проблем, чтобы снизить необходимость вынужденных доработок на стадии серийного производства.

4. Сокращение затрат. Несоответствующее качество, сбои в процессе разработки и производства, доработки, возврат продукции, претензии по гарантии и т. п. приводят к увеличению затрат для производителя. APQP радикально сокращает количество таких проблем, позволяя сэкономить значительные средства.

APQP включает в себя ряд методов и инструментов, обеспечивающих выполнение всех необходимых шагов для планирования и подготовки к серийному и массовому производству

5. Улучшение отношений с поставщиками. Благодаря детальному пониманию требований и ожиданий потребителей APQP позволяет поставщикам лучше понимать своих заказчиков, что приводит к их более тесному и устойчивому сотрудничеству.

6. Улучшение управления рисками. Процессы оценки рисков в APQP позволяют поставщикам выявлять потенциальные проблемы с качеством продукции на ранних этапах ее планирования и подготовки производства, разрабатывать меры по решению таких проблем и смягчению их последствий.

7. Улучшение управления процессами. Комбинированные методологии в сочетании со статистическим управлением процессами (SPC) позволяют поставщикам и производителям отслеживать/управлять производством еще более эффективно.

КАКИЕ МЕТОДЫ И ИНСТРУМЕНТЫ МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА ПРЕДУСМОТРЕНЫ В APQP?

APQP включает в себя ряд методов и инструментов, обеспечивающих выполнение всех необходимых шагов для планирования и подготовки к серийному и массовому производству (рис. 1).

Рис1 Структура вложенных методов обеспеч кач ва 02 2024

Рис. 1. Структура «вложенных» методов обеспечения качества в стандарте IATF 16949

FMEA (анализ видов и последствий потенциальных отказов), SPC (статистическое управление процессами), MSA (анализ измерительных систем), Control Plans (планы управления) являются «элементами» — работами и документами, которые должны быть выполнены в процессе разработки и постановки продукции на производство, то есть в APQP-процессе (рис. 2).

Рис.2 Этапы APQP процесса 02 2024

Рис. 2. Этапы APQP-процесса и планы управления

Результаты APQP­процесса в виде документов должны присутствовать в «Папке PPAP» (наборе документов для одобрения производства части). Иными словами, эти документы представляют собой набор объективных свидетельств (доказательств), которые предъявляет предприятие­поставщик заводу­потребителю для одобрения. Они дают уверенность в том, что с началом поставок новой продукции у завода­потребителя не будет никаких проблем с качеством.

Все перечисленное является обязательными требованиями стандарта IATF 16949 [5].

ДЛЯ ЧЕГО НУЖНЫ ПЛАНЫ УПРАВЛЕНИЯ?

Данные планы представляют собой краткое описание систем мониторинга/контроля/управления, используемых для минимизации изменчивости характеристик процессов и производимых продуктов. Планы управления поддерживают цикл планирования и обеспечения качества. Разработанные на ранних этапах цикла, впоследствии они помогают производственным подразделениям контролировать процесс изготовления и гарантировать качество выпускаемой продукции.

План управления используется как живой документ, корректирующийся с учетом улучшений и извлеченных уроков по мере их возникновения. Он разрабатывается в несколько ступеней, в зависимости от стадии разработки продукта: прототип, предварительный запуск и серийное производство. Ключевые преимущества применения планов управления заключаются в следующем:

  1. Управление производством, контроль процесса и обеспечение качества продукции. Во время регулярных производственных циклов план управления предусматривает методы мониторинга и управления процессом, которые будут использоваться для поддержания характеристик продукции и/или процесса.
  2. Предоставление организации (изготовителю, разработчику) исходных данных для оценки результатов, анализа плана управления и внесения соответствующих изменений на основе полученных уроков и данных о качестве.
  3. При использовании «Плана управления для семейства» (или «Базового плана управления») обеспечивается более эффективная разработка и запуск нового продукта.

ПОЧЕМУ БЫЛО ПЕРЕСМОТРЕНО РУКОВОДСТВО APQP?

Руководство APQP было пересмотрено, чтобы устранить проблемы со сбоями и задержками во время запуска программ новой продукции. Новые и пересмотренные требования APQP были сформулированы по результатам сотрудничества между производителями автомобилей и комплектующих и представителями их поставщиков, включая поставщиков новых технологий, обеспечивающих ускоренное развитие в направлении ACE (Autonomous, Connected, and Electric vehicles) — автономных, подключаемых и электрических транспортных средств.

Команда разработчиков руководства APQP [1] использовала подход на основе «быстрой обратной связи» (Quick Feedback), позволяющей ускорить цикл разработки за счет вовлечения заинтересованных сторон и получения их отклика на более ранней его стадии. 

Основные изменения, которые вы найдете в пересмотренном руководстве APQP, представлены в левом столбце табл. 1. Ключевыми отличиями 3-­го издания руководства [1] от его предыдущей версии [3] является акцент на надежность управленческой деятельности за счет улучшения менеджмента рисков, управления изменениями, постоянного учета извлеченных уроков и лучших практик, которые включены в новые и пересмотренные чек­ листы, а также управления «воротами качества» (Quality Gates) — оценки результатов, достигнутых на каждом этапе, на основе которой принимается решение о переходе на следующий этап.

Таблица 1

Основные изменения в новых руководствах APQP и «План управления»

Табл1 Основные изменения 02 2024

Очевидно, что такая расширенная деятельность по управлению проектами предполагает сильное лидерство и участие в ней всех соответствующих заинтересованных сторон. По сути это означает, что APQP в новой версии руководства из методологии разработки продукта превращается в структуру управления процессом разработки продукта.

ПОЧЕМУ «ПЛАН УПРАВЛЕНИЯ» ВЫДЕЛЕН В ОТДЕЛЬНОЕ РУКОВОДСТВО?

План управления является постоянным объектом выявления несоответствий во время аудитов по требованиям IATF 16949. При этом такие несоответствия постоянно входят в первую десятку как значительных, так и незначительных несоответствий, определенных Международным бюро надзора за автомобильной промышленностью (IAOB).

Основные изменения, которые вы найдете в новом руководстве «План управления» [2], представлены в правом столбце табл. 1. От соответствующего раздела 6 во 2­-м издании руководства [3] новое руководство «План управления» отличается следующим:

  • включает уроки, извлекаемые из анализа причин сбоев во время запуска серийного/массового производства;
  • позволяет гармонизировать конкретные требования корпораций Ford, General Motors и Stellantis;
  • предоставляет более подробное руководство для всех пользователей по разработке, поддержанию и использованию планов управления;
  • содержит рекомендации по оценке результативности выполнения плана управления через взаимосвязь с такими методами обеспечения качества, как многоуровневый аудит процессов (Layered Process Audit, LPA) и обратный FMEA (Reverse FMEA);
  • позволяет более оперативно корректировать планы управления, чтобы отразить продолжающуюся эволюцию продукции автомобильной промышленности и ее процессов.

РЕЗЮМЕ

В новых руководствах APQP [1] и «План управления» [2] большое внимание уделяется управленческим аспектам разработки продуктов и процессов. При этом в них сохраняется важность богатого технического опыта и взаимосвязанного применения инструментов качества, поддерживаемого топменеджментом. Эти два руководства призваны обеспечить более эффективное управление техническими и организационными аспектами производства, что становится возможным только за счет интегрированного управления рисками на протяжении всего жизненного цикла продукции и/или услуг.

ИСТОЧНИКИ

  1. Advanced Product Quality Planning. APQP. Reference manual. 3d ed. AIAG, 2024.
  2. Control Plan. Reference manual. 1d ed. AIAG, 2024.
  3. Перспективное планирование качества продукции и план управления. APQP. Ссылочное руководство. 2-е изд. (двуязычное). Н. Новгород: СМЦ «Приоритет», 2012. 210 с.
  4. Automotive Industry Action Group (AIAG). URL: https://www.aiag.org/.
  5. IATF 16949:2016. Quality management system requirements for automotive production and relevant service parts organizations.