В последнее время в менеджменте большое внимание уделяется рискам и управлению ими. Одно из основных изменений при формулировке требований к системе менеджмента качества в новой версии стандарта ISO 9001 - применений риск-ориентированного мышления. В отраслевых стандартах на системы менеджмента содержатся требования, косающиеся идентификации рисков, проведения их анализа и применения мер по их обработке для предупреждения возникновения несоответствий и обеспечения постоянного улучшения во всей цепи поставок.
Скачать статью целиком
Если говорить про анализ рисков, возникающих в процессах разработки, проектирования продукции и технологических процессов, то речь, как правило, идет о методе анализа видов и последствий потенциальных отказов – FМEA. Существует целый ряд документов, описывающих проведение FMEA. В автомобильной промышленности наиболее распространены следующие документы: руководство AIAG по проведению FMEA, разработанное Группой действий автомобильной промышленности (Automotiv Industry Action Group, AIAG), и документ VDA 4, созданный Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности (Verband der Automobilindustrie, VDA). Положения этих документов различаются, поэтому компании, поставляющие продукцию немецким и северо-американским автосборочным предприятиям, должны оценивать уровни рисков, которые связаны с проектированием продукции и разработкой технологического процесса. При этом необходимо использовать различные методики, разные балльные шкалы для оценки значимости, возникновения и возможности обнаружения рисков, критерии приемлемости, формы протоколов. В настоящее время AIAG и VDA пересматривают руководство «Анализ видов и последствий потенциальных отказов». Выход первой версии совместного документа запланирован на второй квартал 2018 г., сейчас же ведется доработка его проекта.
В новом руководстве будут согласованы требования двух документов, что позволит поставщикам применять единый подход к проведению FMEA и соответствовать требованиям как немецких, так и североамериканских автопроизводителей.
ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В НОВОМ ДОКУМЕНТЕ
Одна из основных задач разработки совместного руководства – стандартизация подхода к проведению анализа.
Деятельность по выполнению FMEA конструкции и процесса разделена на шесть основных этапов:
- определение области применения;
- структурный анализ;
- функциональный анализ;
- анализ отказов;
- анализ рисков;
- оптимизация.
В оценочных таблицах изменились критерии "значимости", "вероятность возникновения" и "возможности обнаружения".
Шкалы содержат пустую графу, в котором организации могут зафиксировать уточненные критерии для каждого типа разрабатываемой продукции с целью лучшего понимания участниками команды и воспроизводимости результатов анализа.
В DFMEA для оценки S (значимости) предлагается изменить описания для баллов 10 и 9 (10 – последствия, связанные с безопасностью транспортного средства и людей, а 9 – последствия, связанные с невыполнением государственных и нормативно-правовых требований).
Шкала оценок O (вероятность возникновения) рассматривается с двух позиций:
- новизны разработки и применения (новые материалы, технологии, опыт их использования);
- процедур предупреждения, применяемых при проектировании продукции (оцениваются такие меры, как лучшие практики, полученные уроки, применимые стандарты организации, отраслевые стандарты, государственные и нормативно-правовые требования, а также методы проектирования, например, моделирование, компьютерное проектирование и т.д.).
При этом в качестве критерия не рассматривается частота появления отказов, которая ранее оценивалась как число отказов в объеме продукции. Это, безусловно, положительный момент, так как такой подход всегда вызывал большое количество вопросов. При проектировании новой продукции зачастую крайне сложно дать какую-то оценку вероятности появления отказов, а требования потребителя к возможным появлениям отказов очень жесткие (выражены в ppm).
Шкала D (возможность обнаружения) для DFMEA анализа несколько упрощена и ограничена субъективными оценками испытаний и тестов.
При проведении PFMEA также изменены шкалы для оценки значимости. Оценки S устанавливаются исходя из последствий для:
- собственного технологического процесса;
- последующего технологического процесса, отгрузки на предприятие;
- конечного потребителя.
Аналогично в DFMEA изменены критерии значимости для рангов 9 и 10.
Подход к формированию шкалы оценок O подобен тому, что применен для DFMEA.
Шкала D скорректирована, и добавлен критерий "опыт организации при проведении тестирования и контроля".
Уровень риска, ранее оцениваемый как приоритетное число риска (RPN), в новом документе предлагается оценивать как приоритет действий (AP – Action Priority). AP может принимать три значения:
- H (high) – высокий приоритет в действиях. Необходимо разработать меры по улучшению;
- M (medium) – средний приоритет в действиях. Следует разработать меры по улучшению;
- L (low) – низкий приоритет. Меры по улучшению могут быть разработаны.
Оптимизацию (обработку риска) рекомендуется начинать с отказов, имеющих значимость 9, 10 и приоритетность действий H и M.
АР определяется сочетанием S, O, D. В таблице приведена оценка приоритетов действий.
В дополнение к FMEA конструкции и процесса в руководстве появится новый раздел FMEA-MSR (Monitoring and System Response - мониторинг и обратная связь), описывающий анализ возможных отказов в процессе эксплуатации. Деятельность по выполнению FMEA-MSR также состоит из шести этапов, но отличительной чертой такого анализа являются другие критерии и обозначения составляющих риска: S – значимость, F – частота, M – мониторинг, с соответствующими критериями (таблицами).
Учитывая все вышеперечисленные изменения, очевидно, что они коснулись и самих бланков для проведения FMEA.
В заключение необходимо отметить, что, несмотря на существенное отличие новой версии руководства "Анализ видов и последствий потенциальных отказов" от предыдущей, использование единого документа для всех потребителей и представленного в нем стандартизованного подхода и общих методик существенно упростит работу поставщиков в части стандартизации работ.
РЕЗЮМЕ
В последнее время уделяется много внимвния анализу рисков и мерам по их предупреждению. Проводимая деятельность в отношении рисков пересматривается, что отражается и в основных документах, определяющих методики, принципы и инструменты проведения подобных действий – завершается совместный пересмотр руководства по анализу видов и последствий потенциальных отказов (конструкции и процессов). Публикация обновленного документа запланирована на май 2018 года.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
1. www.aiag.org
2. Анализ видов и последствий потенциальных отказов. FMEA. Ссылочное руководство. Перевод с английского четвертого издания от июня 2008 г.- Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2012. - 282 с. (официальное двуязычное издание)
3. VDA 4. Менеджмент качества в автомобильной промышленности. Обеспечение качества в ландшафте процессов. Второе переработанное и дополненное издание, 2009, обновлено в марте 2010 г. / дополнено в декабре 2011 г.. - сборник методов 500 с.
Купить официальное руководство FMEA...
Публикация по теме: