Анализ видов и последствий потенциальных отказов по-новому
Методы менеджмента качества /02 2018

Статья.FMEA.jpg 

В последнее время в менеджменте большое внимание уделяется рискам и управлению ими. Одно из основных изменений при формулировке требований к системе менеджмента качества в новой версии стандарта ISO 9001 - применений риск-ориентированного мышления. В отраслевых стандартах на системы менеджмента содержатся требования, косающиеся идентификации рисков, проведения их анализа и применения мер по их обработке для предупреждения возникновения несоответствий и обеспечения постоянного улучшения во всей цепи поставок.

 pdf Скачать статью целиком

Если говорить про анализ рисков, возникающих в процессах разработки, проектирования продукции и технологических процессов, то речь, как правило, идет о методе анализа видов и последствий потенциальных отказов – FМEA.  Существует целый ряд документов, описывающих проведение FMEA. В автомобильной промышленности наиболее распространены следующие документы: руководство AIAG по проведению FMEA, разработанное Группой действий автомобильной промышленности (Automotiv Industry Action Group, AIAG), и документ VDA 4, созданный Немецкой ассоциацией автомобильной промышленности (Verband der Automobilindustrie, VDA). Положения этих документов различаются, поэтому компании, поставляющие продукцию немецким и северо-американским автосборочным предприятиям, должны оценивать уровни рисков, которые связаны с проектированием продукции и разработкой технологического процесса. При этом необходимо использовать различные методики, разные балльные шкалы для оценки значимости, возникновения и возможности обнаружения рисков, критерии приемлемости, формы протоколов. В настоящее время AIAG и VDA пересматривают руководство «Анализ видов и последствий потенциальных отказов». Выход первой версии совместного документа запланирован на второй квартал 2018 г., сейчас же ведется доработка его проекта.

В новом руководстве будут согласованы требования двух документов, что позволит поставщикам применять единый подход к проведению  FMEA и соответствовать требованиям как немецких, так и североамериканских автопроизводителей.

ОСНОВНЫЕ ИЗМЕНЕНИЯ, ПРЕДЛОЖЕННЫЕ В НОВОМ ДОКУМЕНТЕ

Одна из основных задач разработки совместного руководства – стандартизация подхода к проведению анализа.

Деятельность по выполнению FMEA конструкции и процесса разделена на шесть основных этапов:

  1. определение области применения;
  2. структурный анализ;
  3. функциональный анализ;
  4. анализ отказов;
  5. анализ рисков;
  6. оптимизация.

В оценочных таблицах изменились критерии "значимости", "вероятность возникновения" и "возможности обнаружения". 

Шкалы содержат пустую графу, в котором организации могут зафиксировать уточненные критерии для каждого типа разрабатываемой продукции с целью лучшего понимания участниками команды и воспроизводимости результатов анализа.

В DFMEA для оценки S (значимости) предлагается изменить описания для баллов 10 и 9 (10 – последствия, связанные с безопасностью транспортного средства и людей, а 9 – последствия, связанные с невыполнением государственных и нормативно-правовых требований).

Шкала оценок O (вероятность возникновения) рассматривается с двух позиций:

  • новизны разработки и применения (новые материалы, технологии, опыт их использования);
  • процедур предупреждения, применяемых при проектировании продукции (оцениваются такие меры, как лучшие практики, полученные уроки, применимые стандарты организации, отраслевые стандарты, государственные и нормативно-правовые требования, а также методы проектирования, например, моделирование, компьютерное проектирование и т.д.).

При этом в качестве критерия не рассматривается частота появления отказов, которая ранее оценивалась как число отказов в объеме продукции. Это, безусловно, положительный момент, так как такой подход всегда вызывал большое количество вопросов. При проектировании новой продукции зачастую крайне сложно дать какую-то оценку вероятности появления отказов, а требования потребителя к возможным появлениям отказов очень жесткие (выражены в ppm).

Шкала D (возможность обнаружения) для DFMEA анализа несколько упрощена и ограничена субъективными оценками испытаний и тестов.

При проведении PFMEA также изменены шкалы для оценки  значимости. Оценки S устанавливаются исходя из последствий для:

  • собственного технологического процесса;
  • последующего технологического процесса, отгрузки на предприятие;
  • конечного потребителя.

Аналогично в DFMEA изменены критерии значимости для рангов 9 и 10.

Подход к формированию шкалы оценок O подобен тому, что применен для DFMEA.

Шкала D скорректирована, и добавлен критерий "опыт организации при проведении тестирования и контроля".

Уровень риска, ранее оцениваемый как приоритетное число риска (RPN), в новом документе предлагается оценивать как приоритет действий (AP – Action Priority). AP может принимать три значения:

  • H (high) – высокий приоритет в действиях. Необходимо разработать меры по улучшению;
  • M (medium) – средний приоритет в действиях. Следует разработать меры по улучшению;
  • L (low) – низкий приоритет. Меры по улучшению могут быть разработаны.

Оптимизацию (обработку риска) рекомендуется начинать с отказов, имеющих значимость 9, 10 и приоритетность действий H и M.

АР определяется сочетанием S, O, D. В таблице приведена оценка приоритетов действий.

Таблица 02 2018

В дополнение к FMEA конструкции и процесса в руководстве появится новый раздел FMEA-MSR (Monitoring and System Response - мониторинг и обратная связь), описывающий анализ возможных отказов в процессе эксплуатации. Деятельность по выполнению FMEA-MSR также состоит из шести этапов, но отличительной чертой такого анализа являются другие критерии и обозначения составляющих риска: S – значимость, F – частота, M – мониторинг, с соответствующими критериями (таблицами).

Учитывая  все вышеперечисленные изменения, очевидно, что они коснулись и самих бланков для проведения FMEA.

В заключение необходимо отметить, что, несмотря на существенное отличие новой версии руководства "Анализ видов и последствий потенциальных отказов" от предыдущей, использование единого документа для всех потребителей и представленного в нем стандартизованного подхода и общих методик  существенно упростит работу поставщиков в части стандартизации работ.

РЕЗЮМЕ

В последнее время уделяется много внимвния анализу рисков и мерам по их предупреждению. Проводимая деятельность в отношении рисков пересматривается, что отражается и в основных документах, определяющих методики, принципы и инструменты проведения подобных действий – завершается совместный пересмотр руководства по анализу видов и последствий потенциальных отказов (конструкции и процессов). Публикация обновленного документа запланирована на май 2018 года.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. www.aiag.org

2. Анализ видов и последствий  потенциальных отказов. FMEA. Ссылочное руководство. Перевод с английского четвертого издания от июня 2008 г.- Н.Новгород: ООО СМЦ "Приоритет", 2012. - 282 с. (официальное двуязычное издание)

3. VDA 4. Менеджмент качества в автомобильной промышленности. Обеспечение качества в ландшафте процессов. Второе переработанное и дополненное издание, 2009, обновлено в марте 2010 г. / дополнено в декабре 2011 г.. -  сборник методов 500 с.

 

Описание руководства FMEA

Купить официальное руководство FMEA...

Пройти обучение по FMEA

Консультирование предприятия при проведении работ по анализу видов и последствий потенциальных отказов FMEA

Публикация по теме: