Инструменты качества
Стандарты и качество /06 2019

Интеграция систем менеджмента: строим эффективное будущее

Статья.Интеграция систем

В конце апреля в Нижнем Новгороде состоялась научно-практическая межотраслевая конференция «Интеграция систем менеджмента качества и бережливого производства.Стандартизация. Цифровизация. Эффективность», организованная ГК «Приоритет» совместно с НИУ «Высшая школа экономики». Цель конференции — выработать подходы, при которых все популярные системы менеджмента станут работать на интегрирован-ные результаты, и работать эффективно.

Мероприятие прошло при поддержке Правительства РФ, Минпромторга России, Правительства Нижегородской области, Министерства промышленности, торговлии предпринимательства Нижегородскойобласти. С приветственным словом к участникам обратился министр промышленности, торговлии предпринимательства Нижегородской области М.В. Черкасов. Глава министерства рассказал, что область начала работать над повышением производительности труда чуть раньше, чем появился национальный проект... Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

PRO Качество 17.05.19

Гуманизм в менеджменте

Статья Гуманизм 2

Тема человеческих отношений в бизнесе выходит на первое место во всем мире. Однако в России до сих пор нет ясной доктрины взаимоотношений работодателя, менеджера и наемного работника. Среди причин – особенности экономической модели, а также ментальность российских управленцев, основанная на презумпции недоверия к сотрудникам

Об актуальности вопроса

Тема гуманизма в российском менеджменте сейчас актуальна и обсуждаема. Отчасти потому, что у нас до сих пор нет понятной модели взаимоотношений работодателей и наемных работников. В советское время она была. Про права работников, в первую очередь, конечно, рабочих, их гегемонию, говорили тогда очень много, хотя в этом было и много лукавства. Сейчас же нет никакой, даже «кривой», доктрины. Про «гегемонов» стараются не вспоминать.

Сегодня у нас на пике популярности бережливое производство, где ярко выражена модель отношений работодателей и рабочих. Речь идет о пожизненном найме, об оплате труда, основанной на вкладе в совершенствование организации, о системе идеалов и ценностей, построенных на принципах уважения и признания. В этом отчасти кроется одна из причин популярности бережливого производства в РФ. Но, насколько я могу судить, мы не все знаем о том, как устроены трудовые отношения в Японии, что в этой стране на самом деле понимают под «тоётизмом». Сами японцы говорят о «трех столпах»: пожизненное трудоустройство, надбавки за выслугу лет и профсоюзы в рамках предприятий. Кстати, в отличие от американской и европейской модели, где профсоюзы организованы по отраслевому признаку.

Заметим, что немецкая система, называемая трипартизмом, тоже очень интересна с точки зрения модели отношений между работниками и руководством, так как основана на активном участии государства, корпораций и профсоюзов.

О причинах отсутствия модели взаимоотношений работодателя с работниками в России

В России до сих пор нет установленных, отработанных, осмысленных моделей отношений в менеджменте и бизнесе. Вероятно, причина в том, что наша экономическая и политическая системы в целом находятся в процессе трансформации – они не устоялись. У нас то ли рыночная, то ли «государственная» модель. Даже если принять тот факт, что система смешанная, не понятно, как должны взаимодействовать частные предприятия и госсектор, как осуществляется переход людей из частного в государственный бизнес, кто контролирует государственные предприятия. Все это требует осмысления. А значит, впереди неизбежны сложности трансформации, переход из старой социально-экономической системы – в какую-то новую, пока не очень понятную. Из-за страха перед непонятным будущим мы ищем опору в прошлом...  Продолжение

 

 pdf Скачать статью целиком

Методы менеджмента качества /01 2019

 

 

Статья продолжает цикл публикаций, посвященных обеспечению качества в вертикально интегрированных структурах (ВИС) — холдингах, корпорациях, концернах. В данной публикации дается обзор методов «встроенного качества» [2], предназначенных не только для ВИС. Эти методы успешно применяются и в рамках одного предприятия, которое ведет разработку, подготовку производства и производство изделий сложной техники.

ИДЕЯ «ВСТРОЕННОГО КАЧЕСТВА»

Разработчики и изготовители сложной техники, состоящей из сотен и даже тысяч компонентов, давно осознали тот факт, что производство соответствующих компонентов и процесс их сборки (образование сложного изделия) должны быть практически безупречными, бездефектными. Ибо в первом приближении уровень дефектности сложного изделия равняется сумме уровней дефектности (несоответствий) по всем составляющим компонентам и операциям сборки [3]. На практике это означает следующее: если сложное изделие содержит, например, 2000 компонентов и операций сборки, а уровень несоответствий компонентов и операций сборки по каждому из ключевых (важных, ответственных) показателей качества составляет всего 10 ppm1
, то уровень несоответствий таких готовых изделий будет уже не менее 1% [3]. Причем далеко не все из этих дефектов могут быть сразу обнаружены в готовом изделии методами контроля, многие из них проявятся только на этапе эксплуатации.
Попытки снизить уровень несоответствий компонентов и готового изделия методами контроля при производстве почти всегда не дают успеха, так как контроль, особенно с участием человека, не способен «идеально очистить» поток продукции от несоответствий (дефектности). Особенно неэффективным контроль становится при низких уровнях несоответствий на входе контроля, что изображено... продолжение)

 

pdf Скачать статью целиком

 

   ,  
-
 


 
  
  -

   () — 
,
  ,  
.  
   
 

   !

 «
  
» [2], 
-

 
    
 . " !

 
#
!
   !
  
,   
 

 
  , 
    
   
-
 
 
    

Методы менеджмента качества / спецвыпуск 2019

В.А. Лапидус, В.О. Щербинин, Д.И. Цвиркунов, М.Н. Мальцева

07

В первых статьях цикла мы говорили, с какой скоростью изменяется контекст, в котором существуют организации [1, 2]. Компаниям необходимо удерживать темп, чтобы не выпадать из внешнего и внутреннего контекста. В противном случае можно безнадежно отстать, уступив место более активным конкурентам.

pdfСкачать статью целиком

 

Стандарты и качество № 5 (971) 2018 г.


Ключевые слова: IATF, система менеджмента качества, риски, управление знаниями, аудит второй стороны, автомобильная промышленность.

• Почему возникла необходимость пересмотра стандарта IATF 16949?
• Включает ли новый стандарт требования ISO 9001?
• Каковы особенности IATF 16949:2016?

В октябре 2016 года вышел новый стандарт IATF 16949 на системы менеджмента качества автомобильной промышленности (несколько позже вышла официальная русскоязычная версия документа). Все ведущие автосборочные предприятия ссылаются на данный документ, как требования к СМК (системам менеджмента качества) своих поставщиков. При разработке, IATF (международная целевая группа автомобильной промышленности) и ISO (всемирная организация по стандартизации) не смогли прийти к единому решению относительно общего документа, поэтому новый стандарт выпущен IATF и не включает требования ISO 9001. В соответствии со схемой перехода от предыдущей версии ISO/TS 16949, разработанной IATF все сертифицированные организации должны пройти ресертификацию до 14 сентября 2018 года. В связи с этим большое количество поставщики автомобильной промышленности начали активно готовиться к проведению ресертификации. В данной статье мы попытались обобщить наш опыт работы в качестве консультантов с предприятиями, изготавливающими продукцию для автомобильной отрасли.

Много вопросов вызывали требования нового стандарта ISO 9001, вышедшего в 2015 году, который лег в основу дополнительных требований к СМК поставщиков автомобильной отрасли. В первую очередь, сильно изменилась структура стандарт ISO 9001:2015, а во вторых, акцентируя внимание на предупреждении несоответствий, появились новые требования, касающиеся:
• определения внешних и внутренних факторов влияющих на достижение целей организации (среды организации);
• управления рисками на этапах планирования в процессах СМК;
• управления знаниями (опытом), необходимым для поддержания и улучшения системы менеджмента;
• управления несоответствиями в процессах жизненного цикла создания продукции;
• управления изменениями в системе менеджмента качества организации;
• и другие требования.
Структура стандарта ISO 9001:2015 теперь согласована со структурой высшего уровня, предусматривающей 10 разделов, которая была разработана Международной организацией по стандартизации (ISO), чтобы обеспечить гармонизацию с другими стандартами, устанавливающими требования или рекомендации к системам менеджмента организаций (в частности ISO 14001, ISO 45001 и др.).


Читать полную версию