Методы анализа данных и решения проблем
Методы менеджмента качества/09 2024

Л.В. Касторская, С.П. Корнилов, Е.В. Чуклина

Приоритетные методы улучшений

KursONLINE2024 Prioritet02 09 2024

О МЕТОДЕ

Применение методов решения проблем — обязательное требование в автомобильной, авиационной, железнодорожной и других отраслях промышленности, в том числе при появлении рекламаций. Чаще всего для решения проблем с качеством продукции, выявляемых как у потребителя, так и при производстве, применяется метод «8 шагов» (8D). Но мало кто глубоко понимает и использует все его возможности.

ВЫГОДЫ ОТ ПРИМЕНЕНИЯ

Метод «8 шагов»:

  • позволяет найти первопричину (коренную), снизить повторяемость несоответствия и потери от него;
  • с помощью сдерживающих действий (срочных, временных мер) «защищает» потребителя от последствий несоответствия (простоя линии, новых несоответствий) пока не будет устранена первопричина;
  • позволяет предупреждать будущие проблемы по тем же причинам и тиражировать результаты на другие проблемы;
  • способствует межфункциональной командной работе и вовлечению персонала в процесс улучшения качества;
  • помогает формировать базу решений (подробные отчеты), необходимую для обучения персонала, разработки новой продукции и технологических процессов.

ПРОБЛЕМА

На крупном российском машиностроительном предприятии при появлении проблем с качеством применялся метод 8D, т. к. это требовал потребитель: заполнялись и отправлялись отчеты, «наказывались невиновные, награждались непричастные», ненужная бумажная работа вызывала раздражение сотрудников, но при этом дефект повторялся более 3500 раз в год (рис. 1).

Рис.1 Статистика по основному дефекту 09 2024

Рис. 1. Статистика по основному дефекту (топ-1) в гарантии в 2020 г. (всего 3685 дефектов)

Новый директор по качеству, основываясь на своем опыте работы по решению проблем с качеством, стал разбираться в ситуации. Проанализировав прошлые отчеты по 8D, он обнаружил следующее: 

  • Описание несоответствий не содержало информации, помогающей найти причину (Где? Что? Когда? Кто? Как часто? и т. п.).
  • До коренных причин чаще всего «не докапывались», описание причины, как правило, заканчивалось обвинением персонала в невнимательности, ошибке, невыполнении требований и т. п., не проводилась проверка выявленных причин.
  • Действия, которые должны быть направлены на устранение причин, часто были связаны с коррекцией, ужесточением контроля или депремированием персонала.
  • Действия по факту не выполнялись и/или не оценивалась их результативность.
  • Проблема решалась формально одним человеком, а не межфункциональной командой.
  • Не было реального анализа данных, не использовались статистические и другие методы.
  • Отчеты не использовались при работе с повторными несоответствиями.

РЕШЕНИЕ

Такая ситуация сложилась из-за недостатка знаний о методах анализа данных и поиска коренных причин несоответствий, а также отсутствия подробной и понятной процедуры решения проблем. Для исправления ситуации директор по качеству сформировал группу ключевых специалистов, которые должны были помогать командам решать возникающие в производстве вопросы.

С помощью консультантов было проведено обучение этой группы методологии 8D и методам анализа данных, а также производственного персонала — основам качества и решения проблем.

Далее, ключевые специалисты совместно с консультантами разработали процедуру по решению проблем, внесли изменения в журналы фиксации несоответствий, объяснили производственному персоналу важность своевременного внесения всей необходимой информации.

Теперь при решении проблем команды стали:

  • осознанно применять методы: «5 почему», причинно-следственную диаграмму, гистограммы, контрольные карты, FMEA и др.;
  • находить коренные причины;
  • различать коррекцию, сдерживающие, корректирующие действия и правильно их формулировать;
  • после решения проблемы вносить изменения в техническую документацию;
  • оценивать результативность действий, в том числе на основе статистического анализа;
  • чаще применять предупреждающие действия.

Уже при апробации процедуры удалось решить несколько проблем, ранее не решаемых годами, что позволило изменить отношение персонала к данной деятельности, стал понятен смысл, появилась удовлетворенность от полученных результатов (рис. 2).

Рис.2 Оценка изменений по результатам анкетирования сотрудников 09 2024

Рис. 2. Оценка изменений по результатам анкетирования сотрудников (доля ответов от общего количества проанкетированных)

РЕЗУЛЬТАТЫ

  • Снизилась повторяемость несоответствий (по дефекту топ-1 в гарантии — количество снизилось на 58% — c 3685 дефектов до 1548) и продолжила снижаться в последующие годы.
  • Сократились затраты на несоответствия на 46%.
  • Улучшились межфункциональное взаимодействие и командная работа.
  • Сотрудники пришли к необходимости применения методов предупреждения несоответствий на ранних стадиях жизненного цикла.